Я из тех, кто в первых рядах попал под эксперименты ЕГЭ. По русскому в аттестате имею твердую четверку. Не за уши притянутую, заслуженную. Родной язык люблю: за многогранность и богатый словарь; за шедевры мировой классики; за возможность выразить экспрессию, безмятежность и гармонию; за воспитание, душевность и всестороннее развитие, ведь «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
К чему это?
К сожалению, ничто человеческое мне не чуждо. Иногда тоже совершаю ошибки: пунктуационные и орфографические, иногда опечатки. Однако никогда не возникало желания «ткнуть носом» за аналогичные мелкие «грешки» окружающих.
Да, порой от комментариев в социальных сетях, как говорится, «кровь из глаз». Признаюсь, в первое время удивлялась: «Блин, ну разве можно до такой степени не знать элементарных правил русского языка?!» А потом задумалась…
- Мой дед отучился четыре класса. Потом - война. За ней - трудовая жизнь. Женился, стал отцом. К сожалению, умер дедушка задолго до моего рождения. Ушел молодым, так и не написав свою биографию. Помню дома большую библиотеку с круглым синим дедушкиным штампом (правда потом узнала, что коллекция не полная, так как «сокровища» были поделены между детьми).
Мама рассказывала, что в ее воспоминаниях дед всегда был с книгой в руках, а когда на почте он заполнял бланки, операторы восхищались его почерком. О да! Почерк был шикарный – каллиграфический! Отсутствие возможности получить полное школьное образование, никак не сказалось на его самообразовании. Человек он был в высшей степени начитанный и грамотный. Но тоже иногда совершал ошибки. Позорно ли это?
- А как быть с теми, кого судьба привела в асоциальные семьи?! Кто будет прививать важность родного языка ребенку, рожденному и воспитывающемуся в депривации, в окружении эгоцентристов, тех, для кого высшая радость в жизни – удовлетворение своих низменных интересов. Речевые и письменные ошибки этих детей, а в будущем, взрослых – позорны?
Ситуации бывают разные. По мне - не зазорно допускать ошибки в словах, редко используемых в обиходе. По-настоящему позорно не знать элементарных основ правописания, когда у тебя все для этого есть. Позорно не стремиться к самовоспитанию, культурному росту. Ведь в наше время большинству доступно школьное образование, дело остается за малым – иди и учись.
Но что мы видим?
Из поколения в поколение наблюдается словарная деградация. Богатство русского языка замещают импортные словечки. У меня тоже иногда может проскользнуть «треш» или «хайп», но… Прислушайтесь, из каких слов в основном состоит речь нынешних детей, приглядитесь – что и как они пишут. Скудно, ограничено.
Знают ли они, что «треш» можно растолковать, как «катавасия» или «раскардаш», а «хайп» - «толки» или «трескотня»?
В чем наши дети богаты – так это в жаргоне и сленге.
Скажи сейчас подросткам учитель русского, что «я русский был выучил только за то, что им разговаривал Ленин», так он красочно узнает, в каком направлении и как долго ему стоит двигаться.
Бесспорно, в наше время не актуально прививать любовь к языку вышеупомянутым высказыванием Маяковского (мой любимый поэт, кстати). Это даже смешно звучит. Другие времена, другие нравы.
Чтобы вырастить культурное, развитое и грамотное поколение, а не «прореху в человечестве», не помешало бы просеять современных обожателей. Что внедряют в растущие головы? Образ шикарной беспечной жизни, тунеядство, доступность… «Цепь на мне, сыпь лавэ, сотни с…к хотят ко мне…» Слушая такие тексты, у детей даже близко не возникнут мысли, что учить родной язык - это модно и престижно.
Так не хочется утратить уникальность нашего богатого, неповторимого русского языка. Так боязно, что анекдот - «Дети, берите пример с Иванова. Он хоть и русский, а пишет грамотно.» - станет штампом нашей страны, нашего менталитета.