Найти тему

Нейросети начнут выписывать штрафы за разговоры по телефону и непристёгнутый ремень

Оглавление

С февраля 2020 года камеры учились распознавать автомобилистов, которые во время движения пользуются мобильным телефоном или едут не пристёгнутыми. Тестирование новых функций систем наблюдения проводились в Москве, и было признано успешным. Так что скоро приборы начнут выписывать за эти нарушения ПДД штрафы (пока только в столице). Это событие вызвало огромный общественный резонанс, а автовладельцы вместе с правозащитниками разделились на несколько лагерей.

Что показало тестирование камер в Москве

Центр организации дорожного движения Москвы в начале ноября 2020 года сообщил о том, что в ближайшее время камеры начнут фиксировать два новых вида нарушений ПДД: использование смартфона за рулем или не пристёгнутый ремень безопасности. В столичной мэрии подтвердили информацию.

Нейросеть будет фиксировать не только разговор по мобильному телефону — любое нахождение смартфона в руке водителя будет расцениваться как его использование, будь то чтение сообщений в соцсетях или использование встроенного навигатора.

-2

По словам специалистов ЦОДД, в рамках тестирования камер было доказано, что софт на основе нейросетей и Big Data способен безошибочно определять положение руля, ремней безопасности, рук и телефонов, то есть распознавать нарушение по заданным алгоритмам и делать их высококачественные фотографии со скоростью 25 кадров в секунду.

Лицо водителя на фотоснимках будет размыто для защиты персональных данных.

После фиксации нарушения на камеру действует знакомая всем российским водителям схема: составляется постановление, которое проходит через инспектора, затем уведомление отправляется на почту собственника транспортного средства. Штраф можно оплатить со скидкой 50%, если не затягивать.

Аргументы сторонников

Казалось бы, про необходимость использования ремней безопасности в 2020 году говорить излишне. Особенно когда речь идет о современных машинах, где ремень не просто удерживает водителя при аварии, но и работает вкупе с другими системами защиты вроде преднатяжителей, и подушек безопасности и проч. Немногие продолжают ездить непристегнутыми, обманывая зуммеры заглушками или пропусканием ремня по спинке кресла. И штраф в 1000 рублей, пожалуй, не главное – большинство все же осознают роль ремня безопасности. По этому пункту у автомобилистов практически нет возражений.

-3

Большинство одобряет и штраф за использование мобильного телефона за рулем. Многочисленные исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что смартфон — это мощный отвлекающий фактор, который способен снизить внимание и концентрацию сильнее, чем алкоголь. Именно использование телефона – одна из самых частых причин мелких ДТП, а порой становится и поводом для серьезной аварии.

Такие пользователи отмечают, что в машинах не случайно появились Bluetooth и мультимедийные системы, позволяющие «зеркалить» функции смартфона на экран. Они позволяют вести разговоры и следить за маршрутом, не держа телефон в руках.

Аргументы противников

Противники новых функций систем наблюдения согласны, что необходимо карать нарушителей ПДД, но корректность работы систем видеофиксации вызывает у них сомнения, поскольку слишком много факторов могут исказить картину. Например, если водитель взял в руку не телефон, а пачку сигарет или вейп? Или если почесал ухо рукой, в которой нет гаджета? А если ремень в цвет салона автомобиля или не виден за складками одежды?

В Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» газету «Коммерсантъ» заверили, что современные комплексы фотовидеофиксации обладают разрешением от 5 мегапикселей и выше, и этого достаточно, чтобы сделать четкий снимок человека, разговаривающего по телефону.

Звучит оптимистично, но практически каждый автовладелец за годы функционирования дорожных камер сталкивался с тем, что получал штраф за нарушение, которого не было. Это бывает и с превышением скорости (когда регистратор показывает обратное), и с ездой по обочине (когда на неё падает тень машины с эвакуатора), и с пересечением сплошной линии разметки.

-4

Другая часть сомнений касается, скорее, стремления дискутировать. Телефоны сравнивают с использованием сенсорных мониторов и тачскринов с функциями управления самих автомобилей — такие системы также отвлекают водителя от дороги, но запретить их можно только на уровне производства.

Убеждённые противники

Если отмести тех активных автовладельцев, которых не устраивает всё, что делают власти, по умолчанию, то остаётся несколько убедительных аргументов против.

Во-первых, принцип работы камер должен быть основан на презумпции невиновности. Это касается всех нарушений ПДД, а не только новых, за гаджет или непристёгнутый ремень. То есть сначала автомобилист получает обвинение (на базе фотодоказательства), а затем должен отстаивать свою позицию в суде. Такой подход действует и в других государствах.

Во-вторых, за рулем есть десятки других отвлекающих факторов: люди читают книги, едят, красятся и даже кормят детей, управляя автомобилем. Мол, что уж привязались к телефону.

В-третьих, что делать в пробках, как не сидеть в соцсетях?

-5

В-четвёртых, согласно п. 2.7 ПДД во время движения транспортного средства водителю запрещается пользоваться телефоном, не оснащённым беспроводной гарнитурой для ведения переговоров без помощи рук.

Вот что по этому поводу говорит лидер движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «За рулём можно пользоваться телефоном лишь в том случае, если он оборудован техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Таким образом, любой штраф за использование смартфона с камер Ликсутова будет незаконным и будет подлежать отмене по простой типовой жалобе».

Есть и другие сомнения в законности таких штрафов. По словам эксперта по системам фиксации нарушений Григория Шухмана, приведенным в «Ъ», «камеры не могут быть сертифицированы как приборы для распознавания ремней или гаджетов — это средство измерения».

В-пятых, что, если водитель припаркуется и достанет телефон, чтобы оплатить стоянку? Не примет ли его камера за нарушителя?

Вместо послесловия

После того, как московская нейросеть начнет следить за ремнями и телефонами, участятся и рейды по тонировке автомобилей. Наверняка найдутся автовладельцы, которые прибегнут к затемнению лобового стекла с целью избежать штрафов. А на это, в свою очередь, отреагирует ГИБДД.

Ещё интереснее: Тест на трезвость — как будут работать алкозамки в России.

Фото взяты из открытых источников.