Конец декабря пандемического года..Утро..Примерно 06.30..Спускаюсь в метро и по привычке беру ежедневную газету, чтобы ознакомиться с повесткой..Глаз выуживает статью..Одна молдавско-советская певица, заслуженная настолько, что проб ставить некуда, по мнению редакторов этой газеты вынуждена ехать в своём солидном возрасте в Россию, чтобы зарабатывать, и зарабатывать, и зарабатывать..на безбедность своим наследникам...Разные мысли возникли в моей голове сначала, а потом уже в новогоднем эфире я увидел эту певицу и в очередной раз восхитился её колоссальному сценическому таланту и фантастической способности десятилетиями шикарно выглядеть, какую бы позицию по отношению к России она не занимала..
Роман Евгения Германовича Водолазкина "Брисбен" 2019 года повествует нам историю одного талантливейшего музыканта украинского происхождения. Глеб Яновский- яркий пример self-made (сделавший себя) человека, который достиг невероятной виртуозности во владении гитарой. Его встречают в любой стране, как очень важную VIP-персону, ему доступны любые развлечения и иногда он ведёт себя некорректно по отношению к своим близким. В один из моментов жизни у него начинаются проблемы со здоровьем, способные в перспективе поставить крест на его музыкальной карьере. Примерно в этот же период ему встречается писатель с древним именем Нестор, задумавший написать биографию Глеба, в процессе создания которой герой погружает нас в свои воспоминания, давая возможность проследить историю своей жизни.
Мало кто знает, что автор романа в своё время занимался игрой на музыкальных инструментах и достаточно неплохо знает этот предмет.
А нам предстоит узнать о жизни маленького мальчика Глеба, о сложных отношениях его родителей: вполне прорусской мамы с радикально-проукраинским отцом, который кстати разговаривает в книге только на родной мове; первых шагах в музыке, игре на домре (так как гитара для мальчика была слишком большой). В формировании личности будущего музыканта поучаствовало множество людей, каждый из которых оставил свой след в его душе, потом переросшие в нюансы исполнения. Добившись всех земных благ, Глеб с удивлением обнаруживает себя очень одиноким и не вполне счастливым, да ещё и с проблемами медицинского характера. Меня очень впечатлило изящество автора, наталкивающего читателя романа на мысль о неизбежной расплате за талант. Роман сам по себе очень музыкальный, со множеством специальных терминов, колоритными украинскими словечками, но это не помешает прочитать его с большим наслаждением.
"Брисбен" безусловно очень хорош, но обладает особенным послевкусием, так как в моём восприятии Евгений Германович завуалированно размышляет о судьбе отношений Украины и России. Один ли это народ, разрешимы ли обиды между "братьями"? Ну а кому браться за это крайне коварное дело, как не филологу с образованием Киевского Государственного Университета им. Шевченко, защитившему докторскую диссертацию по одному из направлений о Древней Руси? Казалось бы: при чём тут круглогодично летний Брисбен, где-то в Австралии?
Конечно многие темы могут показаться надуманными, например, всемирный интерес к украинской музыке. Нет, я не пытаюсь обесценивать богатейшие национальные песенные традиции Украины, но представить себе, что эта музыка интересна и ажиотажна в Лондоне, Нью-Йорке, Мюнхене и Париже- для меня несколько фантастично. Мне- русскоговорящему приятно победное шествие одного из славянских языков в музыкальном мире, правда в реальности у этой отрасли совсем другие языковые законы. В очередной раз Евгений Водолзакин погрузил меня в "музыку" своего языка, с экзотической приправой в виде разговорного украинского, и тронул очень глубокие и редкие струны моего сознания. Приятного чтения.