6,6K подписчиков

Как и почему уходит популярность

633 прочитали

С эстрадными шлягерами всё сразу ясно-понятно. Простенькие мелодии, незамысловатые гармонии, упругий ритм, массированная ротация в СМИ обеспечивают взрывную популярность у молодёжной аудитории.

По прошествии времени слушатели взрослеют, а прежние чемпионы хит-парадов перемещаются в разряд "ретро", занимают места в разного рода "рейтингах", "топах" и прочих "списках лучших композиций десятилетия / столетия / тысячелетия / всех времён".

Самое унылое торжественно провозглашается "классикой".

Больше вопросов возникает в отношении произведений, по праву имеющих статус "шедевра", но по каким-то причинам преданным забвению и переставшим исполняться.

События какого масштаба должны были произойти, чтобы имя самого успешного оперного композитора XIX века стало достоянием только узкого круга меломанов?

Что пошло не так?

На примере одного еврейского композитора.

Это собственно он. Назову его Призраком.

Родился в Пруссии в самом конце XVIII века. Дебютировал на сцене в десятилетнем возрасте, сыграв 20-ый ре минорный концерт для фортепиано Вольфганга Амадея Моцарта. Энциклопедии и справочники идентифицируют его как немецкого и французского композитора.

И действительно, этот еврей-универсал мог сочинять немецкую оперу для немцев, итальянскую оперу для итальянцев и французскую оперу для французов. Он - отец французской "Grand opera" (Большой оперы).

Его влияние ощущается в произведениях Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, Шарля Гуно и Рихарда Вагнера.

Ференц Лист и Фредерик Шопен на основе мелодий из его опер создавали свои произведения. Приёмы и нововведения Призрака копировали, им искренне восхищались одни, и жутко завидовали другие. Завидовали успеху, богатству, таланту.

Зависть стала одной из пружин, приведших в действие механизм забвения.

Когда нечего сказать по существу творчества - переходят на личность творца. В случае с Призраком зацепились за его национальность.

Сейчас общепринято вешать всех собак на Рихарда Вагнера. Однако, первым антисемитские нападки начал Роберт Шуман:

Снова и снова мы должны были отвернуться с отвращением … Можно долго, но напрасно искать чистую мысль, истинно христианское чувство … Всё это так натянуто, все лицемеры притворяются верующими!

В 1850 году немецкий скрипач, композитор, музыкальный критик и ярый вагнерианец Теодор Улиг написал для "Нового музыкального журнала" целых шесть эссе под общим заголовком "Современные размышления", в которых объявил крестовый поход "еврейским вкусам в искусстве".

И только через несколько месяцев в борьбу вступил сам Вагнер, опубликовав первую версию "Иудаизма в музыке". Смелости подписаться тогда у него не хватило. И понять его можно. Он не мог в открытую рубить сук на котором сидел. Поэтому он не только скрылся сам под псевдонимом К. Фрейгеданк, но и не назвал имени атакуемого композитора.

Его зависимость от Призрака ещё была сильной. Не такой, конечно, как лет десять до этого, когда он в личной переписке подобострастно называл своего корреспондента "господином", а себя "рабом".

Британский музыковед Джон Дэтридж утверждает, что Вагнер не только пользовался финансовой поддержкой Призрака, но и создавал свои оперы по лекалам старшего коллеги.

Призрак принимал активное участие в постановках ранних опер Вагнера - "Летучий голландец" и "Риенци".

В 1843 году Шуман прямо сообщал Вагнеру о "безоошибочных отголосках Призрака" в "Летучем голландце", а дирижёр Ганс фон Бюлов как-то назвал "Риенци" лучшей оперой ... Призрака.

Вагнер изо всех сил пытался превзойти своего оппонента, но затем подверг свои произведения тщательной цензуре, чтобы стереть все следы его художественного влияния. Позже он напишет:

Признаюсь, что должно было произойти удивительное чудо природы, чтобы черпать вдохновение из этого источника, малейший запах которого, доносящийся издалека, вызывает у меня тошноту.

В 1869 году Вагнер публикует "Иудаизм в музыке" под своим именем в виде отдельной брошюры. Призрак уже пять лет как мёртв, и Вагнер смело называет его имя. Антисемитские настроения в Европе повлияли на дальнейшее развитие событий.

И если в конце XIX века в Париже постановки опер Призрака ещё преобладали, то уже в 1909 году только три его представления приходились на шестьдесят спектаклей Вагнера.

Приход к власти нацистов ещё больше усугубил ситуацию. За композитора некому было заступиться, немцы его отвергли, французы предали. Оперы Призрака исчезли с европейских подмостков.

В наши дни попытки возрождения выглядят не очень впечатляюще. Режиссёры ссылаются на трудности в подборе исполнителей: вокальные партии требуют не только серьёзного технического мастерства, но и выносливости. Продюсеры сетуют на дороговизну постановок из-за чрезвычайной длительности.

Какое лицемерие! В случае с аналогичными операми Вагнера такие проблемы никого не пугают.

Дело ещё может быть в том, что сюжеты опер Призрака до сих пор актуальны, и представляют своеобразное зеркало общества, даже современного.

Все, кто узнал героя публикации - большие молодцы. Тем самым вы подтверждаете своё членство в закрытом клубе любителей классической музыки.

Ну а кто не узнал, у того и голова не болит.

Каталог публикаций канала "Океан Между Нот".

Без несмешной байки нельзя.

Как ни странно, но еврей Феликс Мендельсон тоже питал отвращение к музыке Призрака. Более того, эта неприязнь распространилась отчасти на самого Призрака из-за их внешнего сходства. У них был характерный еврейский тип лица, оба были стройного телосложения и привыкли одинаково причёсываться.
Однажды в Париже Мендельсон, не выдержав добродушных шуток по поводу похожести на
Призрака, побежал к цирюльнику.
Однако, его новая короткая стрижка лишь стала поводом для новых острот.