О том, что в Херсоне когда-то было гетто, сейчас ничего не напоминает. Нет ни памятных знаков, ни коллективной памяти об этом месте.
Четыре улицы в центре Херсона в августе 1941 года стали последним местом жительства для более чем пяти тысяч евреев. Их расстреляли в конце сентября того же года за городом.
Историк Юрий Капарулин первым провел открытую экскурсию по херсонскому гетто и тщательно исследовал эту тему. Он рассказал о судьбе погибших и спасенных, а также объяснил, почему о гетто не знают даже местные.
"Какое гетто? Никакого гетто не было!"
Юрий Капарулин преподает в Херсонском государственном университете. Последние пять лет он исследует историю еврейских аграрных поселений на юге Украины. Он работал над этой темой во время стажировки в Центре перспективных исследований Холокоста в Вашингтоне и искал информацию о херсонском гетто. О нем в местном херсонском архиве слишком мало данных.
В США он получил возможность работать с фондами, где хранятся архивные данные из многих стран мира, и коллекцией воспоминаний спасенных людей, переживших Холокост. Ее собрал институт Shoah Foundation, который основал Стивен Спилберг.
"На Западе тему Холокоста начали изучать значительно раньше, чем в Украине и на постсоветском пространстве. В Советском Союзе она находилась под запретом", - рассказывает Юрий.
Антисемитская кампания в Советском Союзе не способствовала тому, чтобы люди открыто рассказывали о своем опыте.
История херсонского гетто не стала широко известной еще по нескольким причинам. Те, кто выжил, часто не возвращались в Херсон после войны или во время тех событий были слишком маленькими, чтобы подробно обо всем рассказать.
"Факт существования гетто был известен многим, хотя я встречал скептические взгляды местных жителей, которые говорили: "Какое гетто? Никакого гетто не было! Мои родственники жили рядом и ничего такого не видели...", - рассказывает Юрий.
Он говорит, что эту тему могли обсуждать где-то на рынке в выходной день между собой горожане, но фиксировать на уровне воспоминаний, опубликованных мемуаров и книг в то время никто не решался.
Юрий Капарулин рассказывает, что труднее всего было искать воспоминания очевидцев. Основной источник информации о херсонском гетто - документы. Как немецкие времен войны, так и советские периода конца войны и послевоенных следствий - уголовных дел против нацистов и коллаборационистов среди местных жителей.
Но основная информация о гетто содержится в немецких документах - переписке и отчетах.
"Документы - это основа. Если бы не они, то мы не могли бы наверняка определить, какие части и группы проводили расстрелы, кто их возглавлял. А это все сохранилось. Они сами себе подписали приговор", - считает историк.
Жизнь в гетто: напрасный труд, нехватка воды и кислорода, смерть
После оккупации города 19 августа 1941 года у нацистских войск было указание: уничтожить все еврейское население. Но для начала их должны были вычислить среди других. Поэтому один из первых приказов новой власти в Херсоне - все евреи должны явиться на регистрацию.
"Это фактически был прямоугольник из четырех улиц, который огородили колючей проволокой. Оттуда выселили все нееврейское население, евреев оставили. В дома, которые освободили, заселяли евреев с других улиц Херсона. Нацистская власть обещала, что всех организовано вывезут в Палестину", - рассказывает Юрий Капарулин.
Людям обещали, что в гетто они смогут спокойно и организованно жить. Но условия были нечеловеческими: их десятками селили в тесные комнаты, где не хватало кислорода и воды в жару.
Жизнь гетто наладили так, что каждое утро жителей забирали на различные объекты города, чтобы они выполняли определенные работы.
"Их на самом деле приобщали к бесполезной работе, необходимой лишь для того, чтобы их ослабить. Например, тянуть машину или перенести с третьего на первый этаж мебель и занести обратно. Абсурдные вещи", - считает историк.
В двадцатых числах сентября людей из гетто начали переводить в городскую тюрьму. Через несколько дней их стали организованно перевозить к месту расстрела между поселком Зеленовка и Херсоном. Расстрел продолжался два дня.
Капарулин напоминает, что после эксгумации на том месте нашли останки более 10 000 человек.
В немецких документах фигурирует цифра 5000 расстрелянных евреев. Разницу он объясняет тем, что это место и далее служило местом расстрела, где могли убивать военнопленных и других жертв нееврейского происхождения.
Сейчас на месте расстрела установлен памятный знак. Но в кварталах, где было гетто, нет ни одного упоминания о нем.
Истории спасенных
Юрий Капарулин рассказал несколько историй тех, кому чудом и с помощью других удалось спастись. Одна из них - это история Раисы Кучеренко.
Женщина работала в областной библиотеке и не афишировала свое прошлое. Только в почтенном возрасте рассказала репортерам Shoah Foundation о том, что с ней произошло.
Когда вместе с матерью Раису переводили из гетто в тюрьму, она убежала. Первым ее спасителем стал сосед, который затащил девочку в окно и некоторое время прятал. Но у него была семья, и он не мог долго рисковать, поэтому нашел для Раисы другой приют.
Ему удалось найти одинокую соседку, у которой Раиса пережила всю оккупацию.
"Раиса рассказывала, как приходилось прятаться, когда приходили гости - иногда за шкафом, затем в старом погребе во дворе. Но женщина заметила, что где-то в 1943-1944 годах соседи знали, что ее прячут, но никто не выдал", - говорит историк.
И подчеркивает, что этот пример показывает, как люди спасали евреев даже под угрозой собственной смерти.
Еще одна история - это рассказ Григория Истковича. Летом 1941 года он бежал из лагеря военнопленных в Кривом Роге и вернулся в родной город. Здесь он стал свидетелем начала создания гетто и выселения семей.
Для мужчины-красноармейца пребывание в городе было особенно опасным, поэтому сестра Григория быстро собрала ему паек и сказала бежать из Херсона.
Григорий потом оказался на фронте, а потом узнал, что вся его семья погибла.
Также в Херсоне жили две женщины, посмертно награжденные званием "Праведник народов мира". Им отмечают людей, рисковавших своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста.
Это Евгения Замороко и Клавдия Сопова. До войны они работали учительницами, а во время немецкой оккупации оказались на работе в полиции на административных должностях.
Женщины встретили на улице в конце сентября свою бывшую ученицу Марию Спивак, которая рассказала, что всех евреев забрали в гетто, а затем в тюрьму, а она осталась одна.
Они предложили девушке некоторое время скрываться у них в квартире.
Евгении и Клавдии через подкуп должностного лица удалось получить новые документы для Марии и даже устроить ее на работу уборщицей в немецкий госпиталь.
"Представьте: еврейская девочка, которую ждала неминуемая смерть, каждый день должна была ходить и работать в госпитале, где находились палачи всей ее семьи!" - восторженно удивляется Юрий Капарулин.
И добавляет, что эту историю после войны могли забыть, если бы не сама спасенная Мария. Она как остарбайтер оказалась в Германии и после окончания войны решила не возвращаться в Украину, а переехала в Израиль.
Через несколько десятков лет она рассказала свою историю спасения "Яд Вашем".
В музее "Яд Вашем" есть коллекция фотографий людей, погибших во время Холокоста. Они доступны онлайн. Среди них есть фото херсонцев, но информации о них мало.
"Среди людей - Клара и Зяма Фельдманы, Сара Гардерман, София Трейстер с детьми, Ада, Роза и Александр Лев. Там можно найти несколько десятков фото - и это все судьбы, о которых стоит узнать и рассказать историю каждой семьи, но это очень тяжелый труд", - признает историк.
Хотя такие исследования непростые, но, когда есть имена, - "это уже зацепка, чтобы исследовать историю людей, а не просто констатировать факт их смерти".
"Тот, кто начинает заниматься этой темой, ставит себя перед рядом испытаний"
Юрий Капарулин публиковал свои статьи на тему Холокоста в польских и украинских журналах. В 2020 году обнародовали статью "Хроника херсонского гетто" в журнале "Город: история, культура, общество", который доступен онлайн.
Холокост сейчас является одной из главных тем исследований историка. Он работает над монографией, которая должна рассказать о не слишком освещенной истории еврейских аграрных поселений на юге Украины в советские времена в 1920-40 годы. Исследователь говорит, что самая тяжелая в работе - эмоциональная составляющая.
Он рассказал, что недавно перевели и издали на украинском языке энциклопедический труд известного исследователя истории геноцидов Адама Джонса "Геноцид. Вступление в глобальную историю".
"Он говорит, что тот, кто начинает заниматься этой темой, ставит себя перед рядом испытаний. Это сложность психологически настроиться на изучение материала, который может травмировать", - признает исследователь.
Также в 2021 году должен выйти фильм Юрия Капарулина и Леся Касьянова Kalinindorf о Холокосте в поселке Калиновка Херсонской области, который когда-то и назывался Калининдорф.
В 2020 году состоялись предпоказы ленты в Херсоне, Днепре и Киеве. После завершения работы и премьерных показов авторы планируют выложить Kalinindorf в общий доступ.