Фильм «Текст» режиссера Клима Шепенко наделал много шума в ушедшем году. Название фильма часто упоминалось в различных СМИ, неоднозначность некоторых сцен вызвала дискуссии и критику, создав дополнительную рекламу фильму. Сейчас страсти улеглись и можно спокойно посмотреть кино, не обращая внимания на высказанное в запале страстей чьё-то мнение.
На самом деле, большинство кинокритиков фильм в целом одобрили. Если и были нарекания, то по поводу адаптации литературного произведения (романа Дмитрия Глуховского) в киносреду. Безусловно, фильм, снятый по литературному произведению, обычно всегда уступает первоисточнику. Этому есть простые объяснения. Хронометраж фильма не бесконечный, поэтому хочешь не хочешь, но какими-то частями произведения придется пожертвовать, а это может сказаться на связности и логичности сюжета. Крайне тяжело передать в фильме мысли героев, я бы сказал, даже невозможно (ну не текст же закадровый постоянно читать). В силу этих и множества других причин, людям, прочитавшем художественное произведение, а потом посмотревшим снятый по нему фильм, он, скорее всего, понравится меньше.
А вот зрители во мнениях разошлись. Кому-то безоговорочно фильм нравится, кто-то сливает фильм в помойку. Я попробую заочно подискутировать с теми, кому фильм не понравился.
Отзывы о фильме были собраны на просторах интернета.
- «Не понравилось, фильм ни о чем, о беспутных, не вызывающих симпатии или сопереживания людях».
Согласно словарю русского языка слово «беспутный» означает «легкомысленный, разгульный, морально неустойчивый».
Давайте пройдемся по главным героям. Илья Горюнов (Александр Петров) если и был легкомысленным, то первые 5 минут фильма, пока был студентом. Все последующие события ну никак не давали ему быть «беспутным», даже если бы он этого и захотел.
Петр Хазин (Иван Янковский), многогранный мерзавец, и беспутный в том числе. Но. Лично у меня отношение к нему с развитием сюжета, по мере того, как я больше узнавал о нем, как о человеке, а не о «папенькином» сынке и наркодилере, изменилось. Нет, я не считаю его хорошим человеком, но всё-таки он разный, и в нем было то, за что его полюбила Нина (Кристина Асмус). Даже конченные подонки, на самом деле живые люди. И они тоже могут любить, страдать, радоваться, грустить. У них есть мама и папа, которые им тоже небезразличны.
Насчет симпатии и сопереживания. Как мне кажется, остаться равнодушным к судьбе Ильи просто невозможно. А если возникает эмпатия к герою, каким бы он не был, значит режиссер сумел достучаться до моего сердца, и смею надеяться не только моего. Для меня это означает одно - фильм удался.
- «Сюжет слабый, играют на эмоциях и чувствах к матери, беременной девушке и т.п. Актерский состав хороший, а фильм хр..нь»
Рекомендую посмотреть «Внутреннюю империю» Линча и высказаться по поводу сюжета в нем.
Насчет слабого сюжета конечно смешно. Сценаристом выступил, собственно, автор романа «Текст» Дмитрий Глуховский, писатель популярный не только в России. Его книги издаются миллионными тиражами. «Текст», как театральный спектакль, успешно идет в театре им. Ермоловой с 2018 года. За сценарий к фильму Глуховский получил приз Франсуа Шале, а вообще фильм получил множество российских кинематографических наград.
В одном, возможно, прав автор оригинального высказывания. Тот, кто читал роман, говорит о том, что в книге объясняются все поступки Ильи и нет белых пятен.
Я роман не читал, но у меня вопросов при просмотре фильма «А почему так?» не возникло. Всё достаточно логично, не высосано из пальца, а какая-то недосказанность смотрится как своеобразный режиссерский прием, да и голова зачем дана человеку, можно и подумать, и пофантазировать, и сложить два плюс два.
- «Очередная чернуха, да ещё с матюками и открытой порнухой. Кино для деградантов. Молодежь и так больна, такие фильмы только усугубляют».
Какая прелесть! Я как будто во времена своей юности вернулся. Вот приблизительно так же про фильм «Маленькая Вера» в свое время обыватели говорили. Прошло более 30 лет, а тон и претензии те же. Давайте по порядку.
«Чернуха». Да, это не комедия, точно. Это драма, затрагивающая реалии нашей жизни. Я давно уже понял, что Коррупция и Россия - единое целое, они сиамские близнецы. Коррупцию я понимаю в самом широком смысле, это не просто взятки, это круговая порука, блат, использование служебного положения. Один помогает другому заработать денег, а другой первому. Эдакий симбиоз для общей пользы. Искоренить это невозможно, весь бизнес на этом построен, особенно имеющий дело с госструктурами. Как и в случае сиамских близнецов, отделить коррупцию от России хирургическим путем можно, только вероятность выживания при этом минимальна.
Но основной посыл фильма сформулировал, как ни странно, эпизодический персонаж, мужчина кавказской наружности:
"Деньги они что, мусор. А жизнь даётся человеку один раз. Ещё Лермонтов сказал".
«Порнуха». Вы к секте пуритан принадлежите что ли? Ну закрывайте глаза тогда, когда видите что-то противоречащее вашим моральным принципам. А заодно и на других интимных моментах из жизни людей, прием пищи, например. Никто никого не заставляет насильно что-то смотреть, выбирайте фильмы по своему вкусу. Для моралистов в прокатной версии заблюрено то, что некоторые не хотят видеть. Хотя, что они там рассмотрели в сцене, снятой на телефон?
«Матюки». В прокатной версии фильма мат запикан. Не знаю, правда, что поймут зрители, но тут есть выбор – цензурированная или полная авторская версия. Использование ненормативной лексики – решение авторов фильма, и это их право.
«Усугублять». Вообще-то фильм рассчитан на взрослую аудиторию, которая умеет оценивать происходящее на экране, думать. К чему может привести просмотр фильма, этого или любого другого, к каким негативным последствиям? По большому счету, ни к каким. Все выдумки про то, что человек посмотрит кино и у него сорвет крышу, он станет преступником и т.п. – это полный бред.
- "Совершенно нелогичная концовка".
Абсолютно логичная, и другой не могло быть. Мы в России живем, здесь по-другому не бывает. Я даже больше скажу, если бы авторы сделали другую концовку, более оптимистичную, фильм бы превратился немного в сказку, что в серьезных работах подобного уровня просто неприемлемо.
Да и странно выглядела бы «логичная» концовка, после таких слов главного героя:
"Жалко гарантий никаких. Хоть куда эти свечки воткни, один ... Как всё организовано в этом … мире, я не понимаю. Как не пыжся, всё равно в ад одна дорога, особенно у нас в России"