Найти тему
cozy eisbrecher

“St. Roch” - первое судно обогнувшее Северную Америку

В начале XX в. Канада испытывала сложности с освоением своих северных территорий. Многочисленные арктические острова были населены коренным народом - инуитами. Для подтверждения статуса островов как канадских территорий правительство развернуло в арктическом регионе сеть метеорологических станций, а также баз Королевской Канадской конной полиции. Для снабжения этих баз по заказу полицейских началось строительство шхуны “St. Roch” (точно неизвестно, чем руководствовались канадцы, выбирая имя для судна, но святой Рох - католический святой, покровитель собак, инвалидов и холостяков.) При проектировании судна основывались на чертежах шхуны Руаля Амундсена “Мод”.

-2

Длина шхуны составляла чуть меньше 32 м, а передвигался “St. Roch” при помощи парусного снаряжения и дизельного двигателя мощностью 150 л.с. Главной особенностью судна была способность пробиваться сквозь льды Арктики и противостоять ледовому сжатию. Для этих целей корпус судна строился из самых крепких пород австралийских деревьев, а ледовый пояс был укреплён металлом. Строительство было завершено в 1928 г. на верфях Северного Ванкувера. “St. Roch” сразу же направился в Арктику. Помощником капитана на борту был Генри Ларсен, будущий ледовый капитан и прославленный полярник Канады. Следующие 10 лет “St. Roch” не выбирался из ледяных морей. Зимой шхуна использовалась как база Королевской конной полиции, судно вмораживалось в лёд, а полицейские патрулировали территорию на собачьих упряжках.

-3

В 1939 г. началась Вторая мировая война, и фашистские войска оккупировали Данию, которой принадлежит ближайший сосед Канады - Гренландия. В связи с этим шхуна “St. Roch”, прекрасно проявившая себя в ледовых плаваниях, понадобилась береговой охране на восточном побережье Канады. Северо-западный морской проход - кратчайший путь с западного на восточное побережье Канады, до этого смог преодолеть только Руаль Амундсен в 1903-1906 гг. на судне “Gjøa”, но он двигался с востока на запад.

-4

Под командованием Генри Ларсена “St. Roch” прошел с запада на восток за два года, став первым судном, преодолевшим этот маршрут. Спустя еще два года необходимость в шхуне снова возникла на западном побережье, и в 1944 г. “St. Roch” прошел Северо-западным морским проходом в обратном направлении, причем сделал это еще более северным маршрутом, нежели Амундсен, к тому же затратив на это всего 86 дней. Таким образом, “St. Roch” стал первым судном, прошедшим Северо-западный морской проход в обе стороны и первым, проделавшим этот путь за одну навигацию.

-5

Шхуна вернулась к работе в Арктике, а в 1950 г. “St. Roch” совершил плавание из Галифакса в Ванкувер через Панамский канал, тем самым добавив к своим достижениям звание первого судна, обогнувшего Северную Америку. Уже в 1954 г. на смену “St. Roch” пришли более современные суда, шхуну списали из состава флота, но решено было не утилизировать судно, а организовать на борту музей. Ванкуверский морской музей во главе с главным экспонатом - заслуженным полярным судном Королевской Канадской конной полиции “St. Roch” - открылся в 1959 г., и до сих пор в музее можно ознакомиться с историей судна и его удивительных плаваний, а пока у нас нет возможности посетить музей лично, можно прогуляться по судну виртуально на сайте музея.

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram