Как часто в своей жизни мы думаем о настоящей любви? Мы воспитаны на Шекспире, романах, унесенных ветром. Но что в действительности мы знаем о любви? Можем ли мы определить ее? Все, что известно о ней, так это то, что любящие не поддаются жизненной логике, их чувство за пределами ума, они становятся безусловными, будто выходя за пределы хорошо-плохо, приятно-неприятно, они становятся свободны.
Но не думаю, что для того чтобы действительно научиться любить, нужно повторять трагедию Ромео и Джульетты. Такая любовь может быть проявлена в нашей повседневной жизни. Любовь к детям, к ближним, к мужьям, к сёстрам и братьям. Терпимость и выход за пределы ты хороший, ты плохой. Хороший – люблю, плохой – не люблю – за пределы этого. Потому что каждый на этой Земле достоин любви, каждый приходит сюда с распахнутыми глазами и колоссальным приятием. Я помню себя в детстве, тогда я безусловно любила все и всех, тогда все вызывало восторг и было вновь. Возможно потому что я была более безусловна и не определяла других. Позволяла им жить в свободе, в их жизни.
Вероятно, такое отношение и есть выход за пределы ума. Но за свои ли пределы? Возможно, мы больше, чем наш ум и способны быть шире, более любящими, более сострадательными. И тогда, есть ли вероятность того, что любовь – это то средство, та лодка, которая может доставить нас за пределы ума? За пределы наших ограничений?
Какова же тогда должна быть любовь к Богу? Когда мне хорошо – люблю, когда нет – не люблю. И если своих ближних мы умеем любить так, как только можем, без ограничений и талонов на любовь, то и Божественное не останется в стороне. Оно может проявиться через нас, через то прекрасное, что есть в нас самих, через наши добрые слова, молчание, через касания и ободряющее поведение. В этом мире семь миллиардов людей, и каждый их них сотворен Богом. Так неужели здесь, на перенаселенной планете, мы умудряемся «искать» любовь где-то еще, кроме здесь и сейчас?
У меня порой возникает ощущение, что второе пришествие – это когда Христос заговорит через наши сердца, через наши слова, через наши действия. И это будет не в прошлом или будущем. Это будет здесь и сейчас, потому что в будущем любить еще пока некого, в прошлом – уже некого.
Как говорят суфии: «ад – это место, где некому служить».
Как сказал Сатья Саи Баба: «любите всех, служите всем».
И почему тогда сама любовь к ближним не может быть служением, само отношение и нежность не могут помогать ближним? И тогда чай, налитый ближнему, может стать нектаром, а улыбка исцелять сердца и помогать в трудную минуту. Я не могу вспомнить всех, кто говорил мне добрые слова, я не так молода, но я помню всех, кто присутствовал со мной рядом, всех, кто молчал, не замечая моих недостатков, всех, кто верил в меня и всех, кто был ко мне добр. За пределами: хорошая-плохая, удобная–неудобная. И порой у меня складывается впечатление, что это и было вторым Его пришествием, одобряющим, любящим, безусловным.