Найти тему
О технике и не только.

КамАЗ, комфорт снаружи своими руками. Как это было.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Добрый День!

Сегодня хочу продолжить разговор о советских КамАЗах, а точнее о том, как шофёры тех лет делали свои грузовики более комфортными. До появления супер МАЗов КамАЗ считался самым комфортным грузовиком в СССР (иномарки не в счёт). Но как бы там ни было, редко кто не старался улучшить своё рабочее место, коим являлся его грузовик! Вот об этом и будет моё повествование. Расскажу только о том что видел или делал сам, (80-е начало 90-х года прошлого столетия). Речь пойдёт о внешних улучшениях и усовершенствованиях.

Начнём с начала:

Бампер.

Бампер на всех моделях КамАЗа был один и тот же, исключением были только крепления на "Сайгаках"(КамАЗ-4310 и его модификации).

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Тонковат, узковат. Встав на него для того что бы допустим протереть лобовые стёкла можно было поскользнуться или оступится, многие с этим сталкивались и не раз. Сам пару раз с ведром и тряпкой "пикировал" со стандартного бампера!)) Улучшали по-разному: если находили бампер от "Кировца" то пристраивали его, он толще и крепче, верхняя площадка чуть шире, да плюс ещё фары в дополнение к основным.

Коллаж для примера из свободных источников.
Коллаж для примера из свободных источников.

Чаще всего лично мне встречались самодельные бампера: либо сделанные полностью самостоятельно, либо на основе стандартного. Самодельные старались делать с более толстого металла с широкой верхней площадкой, желательно из рифлёного металла. некоторые ещё и резиновые коврики либо прикручивали, либо приклеивали. И зачастую с внутренним ящиком где хранили всё что считали нужным: от мелких запчастей, гаек, болтов и до домкрата, паяльной лампы или "Шмеля" короче всё что позволяли размеры этого ящика. Ну, а стандартный бампер улучшали примерно также: широкая площадка и при желании внутренний ящик. Ещё такие доработанные бампера служили столом на котором можно было приготовить пищу и покушать (если позволяла погода конечно).

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

А также использовать эту площадку как верстак. Ещё бытовало такое мнение : что усиленный и удлинённый, за счет кронштейнов, бампер хоть немного повышал пассивную безопасность при столкновении, как горько иногда шутили: "у КамАЗа всего то жизни десять сантиметром и картонка с утеплителем", а так получалось ещё примерно полметра безопасности. На бампер снизу ещё вешали брызговики из тонкой транспортерной ленты или другой резины. Поговаривали что отрезанные «боковинки» капота от ЗиЛ-130 и прикрученные снизу бампера, очень хорошо защищали от брызг и грязи.

К сожалению фото КамАЗовского бампера с фрагментами капота от ЗиЛа не нашёл. Фото для примера.
К сожалению фото КамАЗовского бампера с фрагментами капота от ЗиЛа не нашёл. Фото для примера.

Видел я такое улучшение, да смотрится красиво, как обтекатель, но какая практическая польза от этого судить не берусь, не знаю.

Подножки, поручни.

Подножки: в принципе и доделывать или переделывать нечего: удобные. Иногда встречались КамАЗы с дополнительной тросовой "ступенькой" от КамАЗ 4310, но вот кому такая ступенька была реально необходима я видел один раз: камазисту по прозвищу "Кулак", а все из его малого роста (который был примерно 155 сантиметров и то "в кепке и в прыжке", так он сам шутил)).

Поручни: тут уж кому что нравилось, и как кому было удобно. Не плохо и даже красиво смотрелись хромированные боковые поручни на кабине, от чего их только не ставили! Были даже поручни, изготовленные от спинок сидений автобусов.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Делали даже подобие лесенок, что бы допустим можно было добраться для вынесенного на верх воздушного фильтра, или забраться на крышу контейнера.Почти всё это присутствовало на "чемоданах" или "сундуках" (КамАЗ-53212 или 5320 с контейнером).

Топливный бак.

Про баки можно говорить и спорить очень долго!)) Страна у нас огромная, сервис конечно и сейчас оставляет желать лучшего, а в те далёкие годы тем более. Так что запас топлива он никогда не был лишним, а иногда реально и жизнь спасал! Шофёры Северяне знают это как никто! Какие баки только не устанавливали взамен штатного или в дополнение к нему: На бортовых КамАЗах ставили и от "Урала" (300 литров против 240), с правой стороны убирали кронштейн "запаски" и устанавливали бак который подходил по размеру (чаще всего это бак от КамАЗ-4310 на 125 литров, или 170 литров.) Переставляли ресиверы и на правую сторону ставили баки на 170 или 240 литров. Ну и конечно же кустарные баки!

Баки. Коллаж для примера.
Баки. Коллаж для примера.

Тут уже что у кого и как получалось!))) Самый большой такой бак я видел на КамАЗ-53212 с кузовом-контейнер наверное на целую тонну. В кузовах к переднему борту иногда ставили дополнительные баки емкостью примерно в 1000 литров, у меня такой стоял на КамАЗ-5320 входило в него 1080 литров солярки. В таких баках было важно всё: металл, качество и количество перегородок, крепления, ну и главное грамотный сварщик, который и изготавливал этот бак! Горловины делали либо самодельные на резьбе, либо приваривали от стандартного бака. На седельных тягачах баки делали примерно так же, но бывало, что и за кабиной на раме устанавливали дополнительные, самодельные, емкостью примерно от 400 до 800 литров.

Инструментальные ящики.

Их изготавливали за частую то же сами, ну и использовали от другой техники, в том числе и от военной.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Устанавливали в первую очередь там, где это было возможно и удобно. Снимали штатный ящик АКБ, изготавливали кустарный, увеличенный, с отделением для всякой мелочи и инструмента. Устанавливали так же возле баков, под кузовом: с боков и позади, у кого и на что хватало фантазии. На КамАЗах с контейнерами делали выдвижные ящики, в которых удобно было хранить длинный инструмент (монтажки, лом, ножовку, топор), шланги и прочий шофёрский скарб.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

На крышах кабины делали что то типа багажника, там удобно было держать брезент или полог, а зимой пельмени, сало и мясо (кто работал на Севере прекрасно помнят такие "холодильники")) ).

На седельных тягачах инструментальные ящики устанавливали за кабиной на раме либо вместе с дополнительным баком или без него, там помимо инструмента часто хранились канистры и канистрочки с маслом.

Выхлопная система.

На всех КамАЗах (КамАЗ -4310 и спецтехника не в счёт) Выхлопная труба стояла с лева и в бок. Летом такое её расположение никому не доставляло неудобства, но вот зимой, да ещё и при ночёвке зачастую это превращалось в мучение! А какой едкий и удушливый выхлоп от дизеля Камаз-740.10 знают все, кто работал на КамАЗах тех лет! Его, этот выхлоп, можно, наверное, сравнить с химическим оружием! (какой ни будь "новичок" походу нервно курит в сторонке)) ). Выходили из этого положения по-разному. Самое простое: возили с собой гофрированный рукав, который на ночь одевали или вставляли (всё зависело от размера рукава) в выхлопную трубу, пробрасывали его назад, в бок или привязывали к кузову. Переносили выхлопную трубу в право, а лучше всего чтобы выхлоп шёл вверх. Но тут требовалось уже больше фантазии, умения и опять-таки хороший сварщик ну и само собой материалы. Мало того, что от такой доработки была реальная польза, так ещё и смотрелось стильно и красиво!

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Одну и самых качественных таких доработок я видел на КамАЗе 54112 по-моему из города Борзя, "гофры" из нержавейки были взяты от топливных магистралей ракетных точек, две трубы из "нержавейки" тоже были оттуда же (с ракетной точки, которые начали уничтожать при Мише "Меченном") защитные кожухи были сделаны из барабанов от промышленных стиральных машин. Смотрелось очень круто, и я думаю нисколько не хуже, чем на современных "американцах" (похожее фото найти не удалось).

Полезные мелочи.

Возили с собой насосы для перекачки топлива начиная от ручных, поршневых (Р.08.-30) и всяких электрических военных, мечта была иметь комплект МБП-3А. Их еще переделывали так что бы вместо сборной штанги был шланг. Ещё использовали насос от "Урагана". Их также либо возили в ящике, либо устанавливали где-нибудь не далеко от бака, под кузовом, или на раме.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Помимо прямой обязанности этих насосов (перекачка топлива) их ещё использовали для прокачки топливной системы, после ремонта либо если топливную магистраль "завоздушило" по какой-то причине. Часто рядом с топливным баком устанавливали ручной подкачивающий насос от БелАЗов, удобный и производительный для закачки топлива в топливную систему.

Фото для примера.
Фото для примера.

Брызговики делали и устанавливали там, где каждый считал необходимым, материал в основном транспортерная лента. Реже тонкий металл. Как-то встречал КамАЗ 5320 у которого резиновые брызговики были прикреплены со внутренней стороны ниш передних крыльев прикрывая тем самым примерно четверть переднего колеса, какой был эффект от таких брызговиков судить не берусь.

Фото для примера.
Фото для примера.

Кронштейн "запаски" переносили на заднюю часть рамы и крепили так же с правой стороны, а если удавалось найти такой же, то и второй крепился позади, только с правой стороны (КамАЗы 5320, 53212), на них ещё наматывали буксировочные тросы, единственный минус — это то что колёса и тросы были сильно грязными.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

В начале 90-х когда начались регулярные и массовые рейсы в Китай увидел такое нехитрое приспособление: отрезанную секцию от пластмассового ящика (корзина) для бутылочного пива, прикрепили к кузову с правой стороны, перед кабиной, в ней стояли литровые пластиковые бутылки из-под напитков с налитым в них моторным маслом (по-моему, 5шт). Удобно: взял бутылку долил сколько надо, бутылку обратно в ячейку, мелочь, а приятно)).

По внешнему улучшению КамАЗов тех лет у меня вроде бы и всё. Друзья, подписчики и коллеги если у вас есть что исправить, а уж тем более поделится своим опытом о дополнениях, о которых вам известно, милости прошу в комментарии.

Ссылка на первую часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5e5ca19e669c1f78da9243c2/kamaz-komfort-v-kabine-svoimi-rukami-5fe424c7b28ab778a79387ab

Продолжение следует...

Спасибо огромное всем за внимание ! Ставьте лайки , помогите продвинуть канал , ваши оценки и внимание очень важны для меня !

Подписывайтесь на мой канал (каждый новый подписчик большая радость для меня)будет много интересного из жизни людей 90-х годов ! И не только ! Обещаю новые темы!

Всем , а особенно шоферам спокойных дорог , отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо

Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников.