Найти тему

Страшные факты из истории коренного населения Австралии. День Австралии - день радости или скорби?

26 января был День Австралии. Кто-то его здесь считает праздником, но часть населения, и, в частности, семья Джэка, называет его днём скорби. Я наблюдала за достаточно однобоким освещением этого дня на страницах русских блогеров, проживающих в Австралии. Что я увидела: много австралийских флагов, радости и веселья. Чего не хватило: символики коренного населения Австралии и информации о том, почему радость в этот день стоит придержать.

В течение 2020 я вела и до сих пор веду предмет в UTS про историю и Конституцию Австралии, с большим блоком про коренное население. В прошлом году я уже писала пост про День Австралии, но cейчас хочется расширить его фактами, почему это всё-таки день скорби.

Официально 26 января знаменует день прибытия Первого флота в Новый Южный Уэльс, установку флага Великобритании и провозглашение британского суверенитета над восточным побережьем Австралии в 1788 году. Однако, для коренного населения Австралии и островитян пролива Торрес 26 января – это начало жестокой колонизации: огромных потерь земель и культурного наследия аборигенов, массовых убийств и угнетения общин.

Я пробегусь по некоторым моментам, на которые мы со студентами обращаем особое внимание:

  • Предпосылкой британской колонизации была terra nullius, юридический термин, утверждающий, что земля никому не принадлежит. Это явно отрицало существование коренных австралийцев, как людей.
  • 1 января 1901 года Австралия приняла Конституцию и стала нацией, когда шесть британских колоний (Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия и Тасмания) объединились в Австралийское Содружество. В Конституция Содружеств было написано следующее: «При подсчете количества людей ... коренные жители не считаются». Также говорится, что Содружество будет принимать законы для любой расы, кроме аборигенов.
  • Парламент Содружества принял Commonwealth Franchise Act 1902 года, который предоставлял мужчинам и женщинам во всех штатах право голосовать на федеральных выборах, но отказывал в нём каждому представителю коренного населения.
  • 23 декабря 1905 года Правительство Западной Австралии принимает Закон об аборигенах. На бумаге он был призван лучше «защищать» коренное население. Однако, на деле, на 60 лет все сферы их жизни были взяты под контроль. Закон создал должность главного «защитника» коренного населения, который стал законным опекуном каждого ребенка-аборигена в возрасте до 16 лет, и разрешил властям изымать детей из их семей.
  • Закон о коренных народах Северной территории гласил, что «аборигены не могут пить, хранить или поставлять алкоголь, … иметь огнестрельное оружие, без разрешения вступать в брак и сексуальные отношения с людьми других рас».
  • 21 апреля 1937 года на Конференции властей Содружества и штатов было решено, что коренное население должно быть ассимилировано в белое общество, хотят они этого или нет. Политика была запечатлена на плакате того времени с изображением темнокожей женщины, ее дочери с более светлой кожей и ее белокурого голубоглазого внука. «От чёрного к белому за три поколения». Светлокожих детей смешанной расы также часто изымали из семей и помещали в белые семьи, чтобы разорвать связи культуры и родства. Практически каждая коренная семья аборигенов была затронута тем, что мы называем сегодня «украденными поколениями».
-2
  • 1940 год – политика белой Австралии успешна: 99% из 7 миллионов жителей Австралии белые.
  • 25 июня 1943 года Правительство Нового Южного Уэльса принимает поправку к Закону о защите аборигенов, который в разделе 18c вводит свидетельства об освобождении (exemption certificates). Они позволяют некоторым аборигенам быть освобожденными от ограничительного законодательства и иметь те же права, что и белое население: голосовать, употреблять алкоголь, свободно передвигаться и отправлять своих детей в школу. Но! Тогда они больше «не считаются аборигенами», что означает отказ от своей культуры и запрет на любые контакты со своей семьёй и своей общиной. Для обозначения сертификатов коренное население использовало уничижительные термины «жетоны» или «собачьи лицензии». Закон действовал до 1969 года.
  • 21 декабря 1948 года был принят Закон о гражданстве и национальности Содружества, который впервые сделал всех австралийцев, в том числе и всех аборигенов, гражданами Австралии. Однако, на государственном уровне коренное население по-прежнему подвергалось правовой дискриминации.
  • В 1954 году Королева Елизавета впервые посетила Австралию и подписала в Канберре Постановление о социальном обеспечении аборигенов, которое разрешило этническую «чистку» австралийской столичной территории, «очищая» ее от проживающих в ней аборигенов.
  • В 1962 в Закон о выборах Содружества были внесены поправки, позволяющие аборигенам в Квинсленде, Западной Австралии и Северной территории право голосовать на федеральных выборах.
  • На референдуме Содружества 1967 года более 90% проголосовали за то, чтобы дать Содружеству право издавать законы для всех аборигенов и включить их в перепись населения. Тогда возникли большие надежды на то, что конституционная дискриминация прекратится. Все штаты, за исключением Квинсленда, отказались от законов и политики, дискриминирующих коренное население. Первая перепись, полностью включающая коренное население, прошла в 1971 году.
  • В 1972 году Правительство объявило, что политика Белой Австралии закончилась.
  • Правительство Гофа Уитлама (Labor) создал Департамент по делам аборигенов. К 1975 году отделения были созданы во всех штатах, кроме Квинсленда.
  • В 1975 году 21-ый премьер-министр Австралии Гоф Уитлам передал права на землю аборигенам и признал, что земли принадлежат им.
-3
  • В 1991 году создан Совет по примирению (reconciliation). Парламент отметил, что до сих пор не было официального процесса примирения, «и что очень желательно, чтобы примирение состоялось» к 2001 году.
  • Дело Мабо – важное судебное дело в Австралии, которое признало земельные права народа Мериам, традиционных владельцев островов Мюррей в Торресовом проливе. Дело Мабо было успешным в опровержении мифа о том, что во время колонизации Австралия была terra nullius или землей, никому не принадлежащей. Высший суд признал тот факт, что коренные народы жили в Австралии на протяжении тысяч лет и пользуются правами на свою землю в соответствии со своими законами и обычаями. Двенадцать месяцев спустя был принят Native Title 1993 года о земельном статусе коренных жителей.
  • 27 мая 1997 года во вступительном слове к Конвенции о примирении премьер-министр Джон Ховард назвал бедственное положение аборигенов Австралии просто «недостатком», отметив столетия лишения собственности и насилия, как незначительные. Делегаты из числа коренных народов в зале встали и в знак протеста отвернулись от премьер-министра. Премьер-министр в ответ кричал следующее: «Столкнувшись с реалиями прошлого, [...] мы не должны присоединяться к тем, кто изображает историю Австралии с 1788 года, как позорное свидетельство империализма [...]. Подавляющее большинство австралийцев отвергнут это, ведь они гордятся тем, чего достигла эта страна, но неизбежно признают небольшие недостатки в ее прошлой истории».
  • 13 сентября 2007 года 143 государства-члена ООН принимают Декларацию о правах коренных народов. Наряду с Канадой, Новой Зеландией и США, Австралия – одна из четырех стран, проголосовавших против декларации. До 2011 года эти четыре страны всё же подписывают Декларацию.
  • 16 ноября 2009 года премьер-министр Кевин Радд извиняется за «украденные поколения» перед коренными народами, которые стали жертвами жестокого обращения в детских домах и учреждениях в период с 1930 по 1970 годы.

Кажется, что ситуация вроде бы потихоньку улучшается со временем. Что же происходит сейчас? Много символических вещей. Например, обсуждалась новая конституционная преамбула, которая звучала так: «… почитая аборигенов и жителей островов Торресова пролива, первых людей нации, за их глубокое родство со своими землями и за их древнюю и продолжающуюся культуру, которая обогащает жизнь нашей страны». Звучало бы в Конституции хорошо, правда? Однако, не несло бы никакой юридической силы.

Что же нужно сделать фактически?

  • Поддержать Uluru Statement from the Heart, подписанное 26 мая 2017 года делегатами Национального конституционного собрания коренных народов. Собрание проводилось в течение четырех дней недалеко от Улуру в Центральной Австралии. Делегаты создали документ, настоящий крик души, призывающий к трём вещам: включению голоса Первых наций в Конституцию Австралии, и Makarrata Commission (дословно мир после спора), состоящий из соглашения и установления истины (truth-telling) мeжду правительством Австралии и коренными народами.
  • Удалить Раздел 25 Конституции, который признает, что штаты могут запрещать людям голосовать на основании их расы, а также исключить раздел 51 (xxvi), который может использоваться для принятия дискриминирующих, неблагоприятных законов по признаку расы.
  • Включить новый раздел 51A, чтобы признать аборигенов и жителей островов Торресова пролива и сохранить способность правительства Австралии принимать законы !в их интересах!.
  • Принять новый раздел 116A, запрещающий правительствам принимать законы, дискриминирующие по признаку расы, но сохраняющий способность принимать специальные меры по устранению неблагоприятного положения и дискриминации.
  • Признать, что континент и его острова, ныне известные как Австралия, принадлежали аборигенами и жителями островов Торресова пролива.
  • Включить новый раздел 127A, признающий, что языки аборигенов и жителей островов Торресова пролива были первыми языками этой страны, и подтверждающий, что английский является национальным языком Австралии.

Мне кажется, примирение двух сторон займёт много времени, и спор о том, что такое День Австралии – праздник начала освоения зелёного континента, иными словами вторжения к местным жителям и их уничтожения («белый праздник»), или праздник настоящего населения Австралии и день памяти – будет продолжаться.

Закончить своё размышление мне хотелось бы словами Miriam-Rose Ungunmerr, старейшины из Nauiyu на реке Daly, о дадирри. Дословно дадирри – это внутреннее глубокое слушание и спокойное осознавание.

"Я хочу поговорить о другом особом качестве моего народа. Я считаю это самым важным. Это наш самый уникальный подарок. Возможно, это лучший подарок, который мы можем сделать нашим соотечественникам из Австралии. На нашем языке это качество называется дадирри.

Мы надеемся, что жители Австралии подождут. Не столько будут ждать нас, чтобы мы наверстали упущенное, но ждать вместе с нами, пока мы находим свой темп в этом мире.

Мой народ привык к борьбе и долгому ожиданию. Мы все еще ждем, пока белые люди нас лучше поймут. Нам самим пришлось потратить много лет на изучение обычаев белого человека. Некоторое обучение было принудительным, но люди упорно пытались в течение длительного времени изучить новые традиции.

Мы научились говорить на языке белого человека. Мы выслушали то, что он сказал. Это обучение и слушание должны идти в обоих направлениях. Мы бы хотели, чтобы люди в Австралии нашли время нас выслушать. Мы надеемся, что люди приблизятся к нам. Мы до сих пор продолжаем стремиться к тому, на что всегда надеялись: уважению и пониманию".