Ленинградский фарфор в рекламе не нуждается. Но, как правило, говоря о нём, мы имеем в виду изделия ЛФЗ (ныне ИФЗ). А я хочу написать про статуэтки артели художественной керамики "Прогресс", что находилась в городе Ленинграде . Считаю их изделия недооценёнными и незаслуженно забытыми. Что же это было за предприятие? Артель "Прогресс" создали сразу после Великой Отечественной войны. Задачей было трудоустройство инвалидов. На базе артели работали ювелирный, пластмассовый (делали мыльницы, шкатулки и прочее) и фарфоровый цеха. Артель, к сожалению, проработала недолго: с 1946-го года до конца 1950-х годов. Поэтому теперь каждая их статуэтка - редкость. Только вдумайтесь: это изделия людей, которые прошли войну и получили там ранения. Какой энергетический заряд должен быть в каждой фигурке!
Фигурки выполнены из полуфарфора. Но это не фаянс. По сравнению с ним черепок полуфарфора более спёкшийся, а не пористый, как у фаянса. У фарфора, конечно, ещё большая плотность, что позволяет изготавливать из него тонкостенные изделия. Да, статуэтки из полуфарфора не такие тонкие и белоснежные, но они так же долговечны; и цена у них всегда была более доступная. А хороши эти статуэтки необычайно!
Имею в наличии только статуэтку "Сидящий бобёр". Посмотрите, насколько он реалистичен! Хвост шероховатый, не покрыт глазурью специально - ведь и у зверька он лишён шерсти; а кожистый, похожий на рыбью чешую. И зубы у грызуна обозначены. А вот дно чистое - никаких опознавательных знаков. "Сидящий бобёр" входит в триптих. Есть ещё "Бобёр с берёзкой" и "Чешущий спину бобёр".
У меня получилось так: сначала я прочитала обрывочные сведения про ленинградскую артель "Прогресс", заинтересовалась, потом посмотрела в интернете фото их немногочисленных сохранившихся статуэток, а затем с удивлением обнаружила некоторые из них в своей коллекции среди неопознанных объектов. Например, этого красавца "Горностая" я приобретала, как изделие ЛЗФИ. Но у ЛЗФИ обычно очень ясная марка. А здесь - какая-то непонятная серая закорючка ( "ухо" называла я её).
Потом подобную загогулину я обнаружила на ещё одной бесподобно-красивой статуэтке "Синичка с ягодами". Её я всегда относила к "старой Гжели". А оказалось - артель "Прогресс".
Далее артель "Прогресс" была приписана к заводу "Стройфаянс". А с 1962 года по 1965-й год "Стройфаянс" входил в состав Ленинградского объединения по производству фарфоровых изделий им. М.В.Ломоносова, как производство №3. Производство №1 - ЛФЗ, производство №2 - ЛЗФИ. А потом следы артели "Прогресс" теряются.
Марки ЛФЗ и ЛЗФИ, конечно же, любителям фарфора хорошо известны. У "Стройфаянса" этих лет тоже есть марка в виде "красного кристалла". Но лично я её нигде не встречала.
А вот у артели "Прогресс" марки или других опознавательных знаков нет (или стёрлись?), что очень затрудняет идентификацию изделий. Ну, и ещё. Выпуск многих фигурок артели осуществлялся по формам, полученным с головного предприятия, где находилась художественная лаборатория объединения. Видимо, с ЛФЗ. А там, как известно, в это время работали замечательные скульпторы и художники. Поэтому все статуэтки артели высокохудожественны, выполнены с необычайным мастерством, формы выверены и изящны. Но странно: в изделиях самого ЛФЗ подобные фигурки не повторяются.
Скульптор ЛФЗ Б.Я.Воробьёв сказал когда-то: " Если образ созданного мною зверя вызывает хоть какое-либо чувство заинтересованности, любви к нему со стороны зрителя, я считаю свою задачу выполненной". Так вот душевные фарфоровые зверушки артели "Прогресс" вызывают и заинтересованность, и любовь, и восхищение. И ещё сожаление, что больше этого производства нет.
А теперь просто полюбуйтесь на другие статуэтки ленинградской артели. Может, и вы найдёте их изделия среди своих фарфоровых фигурок. А если есть, присылайте фотографии.
С момента написания статьи я здорово пополнила коллекцию фигурок артели "Прогресс" - явно к ней "дышу неровно". Теперь у меня есть и "Снегурочка" в пару к "Лелю", и "Индус", и горделивый "Пеликан".