Saab впервые вошел в верхний средний класс в 1984 году с моделью 9000, которая позже стала одной из самых долгоживущих моделей в новейшей истории автомобильной промышленности. Его разработка началась в 1977 году под руководством технического директора Saab Гуннара Ларсона, и даже тогда ожидалось, что он будет построен на платформе, которая позже будет использована некоторыми будущими моделями концерна Fiat. Цель разработки нового автомобиля была ясна: благодаря ходовым качествам, комфорту, полезности и безопасности он должен был обеспечить Saab достойное место в постоянно растущей конкуренции в этом классе.
Первый силовой агрегат был взят от Saab 900 Turbo 16 Aero и представлял собой один из самых современных двигателей с наддувом того времени: рядный четырехцилиндровый DOHC с 16 клапанами, электронный впрыск Bosch LJ (LH) -Jetronic, система регулирования наддува. давление наполнения турбокомпрессора Garett T3 включено с учетом октанового числа бензина (регулирование APC) и, таким образом, исключает возможность опасной детонации. Система управления APC объединила в себе блок управления, селеноидный клапан перепуска турбины, датчик давления наддува и пьезоэлектрический датчик детонации. Благодаря этой системе этот двигатель мог работать с топливом с октановым числом от 92 до 98 без каких-либо связанных с этим негативных эффектов.
Наибольшее избыточное давление наполнения турбокомпрессора здесь составляло 85 кПа, а система наполнения была дополнена охладителем сжатого воздуха, что еще больше повысило эффективность. Этот кулер был разработан самой Saab и предотвращал проблемы с обледенением внутри кулера (при низких температурах и высокой влажности), просто «перекрывая» его признаком снижения производительности. Это свидетельствует о большой заботе производителя, не оставившего ничего на волю случая, и даже относительно сложного и современного двигателя, подготовленного для работы в суровых северных условиях. Год спустя он заменил существующую систему зажигания распределителем на новую, инновационную, названную Saab Direct Ignition, с катушкой зажигания непосредственно над каждой свечой зажигания и возможностью множественных скачков искры.
Оригинальный двигатель 2.0 Turbo-16 также получил версию LPT низкого давления мощностью 110 кВт, а для некоторых рынков также была доступна его оригинальная версия с мощностью, увеличенной до 136 кВт. Настройка на 129 или 120 кВт (с каталитическим нейтрализатором) и система впрыска Jetronic исключены из предложения о резервировании. Хотя все двигатели этой машины были достаточно мощными (часто более чем достаточно), все же было какое-то моральное отсутствие шестицилиндрового двигателя. Он появился только в 1994 году с небольшим фейслифтом седана 9000 CD и происходит от немецкого Opel Omega MV6. Этот атмосферный двигатель мощностью 155 кВт доступен в обоих вариантах кузова этого Saab и в новой роскошно оснащенной версии седана CD Griffin. Вместе с самой мощной на сегодняшний день моделью Aero этот двигатель оснащен системой контроля тяги TCS. Он предлагает сравнимые ходовые качества с 2.3 Turbo-16, но имеет гораздо более высокий расход, а его вес отрицательно сказывается на отличных ходовых качествах более легкого четырехцилиндрового двигателя. После мученической кончины с его хранением (оригинальная конструкция машины с большим шестицилиндровым двигателем не в счет) появилась еще одна измена в виде хитрой конструкторской ошибки этого двигателя в области проводки. Однако покупатели все же предпочли четырехцилиндровый. Дизель не предлагал Saab.
Saab 9000 был в каком-то смысле уникальным явлением, так как после еще одной значительной модернизации внешнего вида он продержался в производстве невероятные 14 лет. Производство закончилось в 1998 году, когда на смену ему пришла модель 9-5, уже разработанная в тесном сотрудничестве с GM / Opel. Saab 9000 получил бесчисленное признание за комплексное решение, обеспечивающее безопасность, качество и экологичность его мощных силовых агрегатов, а также исключительную механическую прочность.