Можно ли с помощью искусства решить проблему человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию?
Ответ на этот вопрос будет положительным, если, оказывающий помощь, знает технологию, которая применяется при таких обстоятельствах.
В этой связи хочется рассказать о пострадавшей, оказавшейся в тяжелейшем состоянии после трагического события, которое произошло в Цемесской бухте в последний день августа 1986 года.
В тот злополучный день у неё не стало ни родителей, ни младшего брата. И её содержанием и воспитанием пришлось заниматься бабушке.
Суицидальные наклонности внучки стали проявляться после очередного приезда в Новороссийск на вахту памяти, когда девушка попыталась свести счёты с жизнью, прыгнув в морскую пучину...
Главным "виновником" в гибели близких, пострадавшая считала - море(!). По словам бабушки, заходя в него, девушка начинает яростно бить волны ногами, выкрикивая оскорбительные слова...
Надо сказать, что так уж устроена наша психика, что пережив негативные эмоции через произведения искусства (в ходе специально организованного процесса для самовыражения; а иногда и через переживания при восприятии произведений искусства), человек достигает состояния катарсиса. Именно этот процесс высвобождает эмоции и способствует разрешению внутренних конфликтов и нравственного возвышения.
В нашем случае, решено было первую встречу с пострадавшей проводить на фоне звучащей музыки из первой части "Шахерезады" Н.А.Римского-Корсакова.
Выяснив, что море может быть спокойным, красивым, величавым, рисующим безбрежные просторы, переходим к корректирующей музыке.
- А в каком ещё своём крупном произведении Николай Андреевич Римский-Корсаков рисует для нас водную стихию?
- В опере "Садко".
- Умница! Мне, например, нравится из этой оперы его живописная ария "Индийского гостя". Ты можешь её напеть?
- (напевает на слог: "та")
- Прекрасно!
Недавно одно крупное наше издательство предложило конкурс для ребят, увлекающихся сочинением стихов, написать своё произведение на эту арию. Мне бы очень хотелось, чтобы и ты приняла в этом участие, поскольку ты очень любишь классическую музыку. При этом я тебе, конечно же, немножко помогу.
- Согласна.
Со следующей встречи началась коррекция личности, которая осуществлялась с помощью "проживания" поэтических образов. Они в свою очередь создавались с помощью "звучащей в голове" мелодии арии. Именно она преобразовывала своей образностью негативные установки на позитивные. То есть "стирала" прежний "прожёг", закрепившийся в неосознаваемой негативной эмоции, наслаивая "новую дорожку" на восприятия светлого образа угнетаемого.
Неудивительно, что уже на следующий день, после организованной встречи, моя радостная и счастливая "юная поэтесса" принесла следующие поэтические строки.
И серебра, и золота немало
Хранят твои глубины голубые.
Зачем ты тайну в бездне укрываешь
О том, как в мире смельчаков не стало,
Штурмующих теперь миры иные, -
Зачем в морских пучинах ты скрываешь?
* * *
...Лишь плеск волны рождало море...
В своём безмолвии печальном...
Спустя некоторое время, я торжественно (сдержав для себя, своё слово!) вручил счастливой, жизнерадостной девушке экземпляр ведущего издания, с напечатанным её стихотворением.
Сегодня бывшая пострадавшая, выйдя замуж, успешно работает и воспитывает своего сына. В отпуск всей семьёй ездят к морю, которое, как и мы с вами, она обожает...