Найти тему
Бабка со скалкой

Я деревенская -4

Продолжаем разговор. С основанием села в 1724 году мы разобрались. С тем, что Крутиха наша не стала городом Бурлинском - смирились. Хотя, большинство наших сельчан об этом даже и не подозревают. Просто живут, просто занимаются своими мелкими ( по сравнению с мировой революцией) делами. Все, как у всех. Кто- то мечтает о жизни в городе - не для себя, для детей. И покупает квартиры. В Новосибирске, как правило. А чего? Столица, можно сказать, Сибири. Крупный город, в котором уж точно есть все. Во всяком случае, работа там точно есть. Культура, опять же. Кино, театры, музеи, картинные галереи....

Один вопрос: как часто среднестатистический житель любого крупного города посещает театры, выставки, концерты классической музыки? ( опустим 2020 год).

Точно так же и жители села. Кто- то жизни не мыслит без новых фильмов, а кому- то и телевизора за глаза. Жаль, конечно, что к нам редко приезжают гастролеры. И чаще всего, это цирк. Но ведь были времена.... И даже не так, чтобы очень давно....

Вот, помнится, театр оперетты приезжал, давали "Хануму"....

Зал был полон, даже в проходах стояли.

Жаль, кино в нашем клубе не показывают, и любителям приходится выбираться в соседний городок, Камень-на-Оби, чтобы посмотреть новинки кинематографа. А кто-то, как, например, ваша покорная слуга, смотрит любимые спектакли на компьютере.

Именно спектакли. Театр - любовь моя.

Но это все лирика. Когда- то в нашем районе, как и везде, была развитая сеть кинопроката.

Нет, тут надо говорить о культурной жизни в целом. Не получается отдельно. Потому что сразу возникают два извечных вопроса: кто виноват, и что делать.

Обвинять всегда проще. Да что там! Достаточно ткнуть пальцем в кого- нибудь, и заявить: ты виноват! И все.

Давайте вернемся в век двадцатый. Опустим революцию, гражданскую войну, Великую Отечественную.... Это темы отдельного разговора, и оценить их походя не получится.

Итак, середина века. Послевоенную разруху более-менее победили. На мирную жизнь настроились. Появилось время не только на работу. Оставим за кадром постановления партии и правительства. Посмотрим на ситуацию изнутри. С точки зрения того самого обывателя, которым вечно затыкают все щели.

Так вот: этот самый обыватель таковым себя не ощущает. Он просто живет. Работает в меру своих сил и возможностей. И хочет после работы отдыхать. И не просто так, а с пользой для себя, любимого. И почему бы пользой не посчитать приобщение к искусству Великого Кинематографа. С высоты современности можно гнуть пальцы и кричать - да что в том старом кино?! Не цветное, больше похожее на театральную постановку, зачастую с некачественным звуком, содержание, опять же -пропаганда и прочее.

Открою "страшную тайну". Людям оно нравилось. В шестидесятых годах кинотеатры не пустовали. До сих пор помню, как собирались на новый фильм взрослые. Ходили всем семейством. Заранее закупались билеты - на всех взрослых членов семьи. А семьи были не чета нынешним.

Мужчины старательно сбривали щетину, смывали с себя пыль полевых дорог и мазут. Женщины наглаживали нарядные платья, мастерили прически, подводили бровки и красили губы. Старухи надевали бережно сохраняемые для такого случая цветастые платки, старики натягивали хромовые сапоги и фуражки с лаковыми козырьками. А как же! Семья идет в кино!

К нужному часу все семейство чинно шествовало в кинотеатр. В нашем селе он располагался в здании бывшей церкви. Высокое крыльцо, небольшое фойе, зал на двадцать рядов. Самыми лучшими считались последние два ряда. Потому что находились на возвышении, и оттуда лучше всего было видно экран.

Сеансов обычно было три. Пятичасовой - детский. Сказки Александра Роу никого не оставляли равнодушными. Мне из детства запомнились лишь они. Может быть, потому что знакомые сказки становились реальностью - хотя бы на большом белом экране? Смотрела я их и позже, уже взрослой, на экране телевизора, с некоторой долей скепсиса. Но все равно - они были и остаются прекрасными, даже с теми примитивными по нынешним временам спецэффектами.

Самый же прекрасный фильм, очень долго не отпускавший мое воображение -"Руслан и Людмила" в постановке А. Птушко. На моей памяти - первый широкоформатный, великолепно поставленный, с прекрасным актерским составом. А какие там были спецэффекты, какая музыка - сказка. (Обращаю ваше внимание - я не критик. И не могу судить о каких-то нюансах и тонкостях. Я говорю о личном восприятии увиденного).

Итак: в пять часов сеанс для детей. В семь и девять вечера - сеансы для взрослых. На которые детей не пускали. Ни под каким предлогом. Особенно, если стояла пометка - "дети до шестнадцати не допускаются". Зал был полон всегда. Кассовые фильмы демонстрировались два, а то и три дня. Их смотрели и пересматривали. Их обсуждали между собой. Делились мнением и впечатлениями.

А потом в жизнь села пришел телевизор. Не сразу, не в единый миг, но кинопрокат в селах стал сдавать. Ведь в самом деле - зачем идти куда-то, когда с удобствами можно устроиться на новом диване. Поставить перед собой табурет с чем-нибудь съедобным. И смотреть. Все подряд. Новости, "А ну-ка, девушки", "А ну-ка, парни", "Алло, мы ищем таланты", "Утренняя почта" "АБВГДейка"....

Однако, когда в село привозили индийские фильмы - билеты разбирались едва ли не в драку. Зал был полон, ставились дополнительные сиденья, люди стояли в проходах, приходили и на второй день, и на третий.

И план выполнялся на 100% . По посещениям, и по сборам. Кассовый фильм -он и есть кассовый фильм...