Найти тему
#DFined

Компьютерные игры: добро, а не зло

Введение

Почему эта статья существует

Я решил написать эту статью после того, как несколько раз встретил среди своих знакомых резко-негативное отношение к компьютерным играм и мнение, что они являются, в лучшем случае, примитивным развлечением или, в худшем случае, исключительно негативным явлением. С одной стороны - пусть люди думают что хотят. На развитии индустрии не скажутся ошибочные предубеждения не связанных с нею людей. С другой стороны, неприятно слушать, как поливают необоснованной грязью и руганью одно из твоих увлечений. Неприятно, что распространен стереотип о том, что геймеры глупы и асоциальны. При этом, подавляющее большинство негатива по отношению к компьютерным играм высказывают родители, опасающиеся возможного их вредоносного влияния на детей подросткового возраста. Из-за боязни этого вредоносного влияния родители часто запрещают детям играть в видеоигры. Я считаю, что в долгосрочной перспективе такие запреты и ограничения могут принести больше вреда, чем пользы. Более того, именно в этом возрасте у людей, обычно, больше всего времни и возможностей для игры в компьютерные игры, поэтому в основном будем говорить именно о влиянии игр на подростков. Тем не менее, большую часть сказанного можно без проблем экстраполировать и на взрослых. Ввиду таких соображений я и решил написать эту статью, объясняющую, почему же видеоигры, на самом деле, не только не обязаны быть вредными, но и могут быть как приятным развлечением, так и полезным времяпровождением.

О Себе

Пожалуй, необходимо начать с пары слов о себе, чтобы была ясна точка зрения, с которой я рассматриваю данную тему. Я - недавний выпускник факультета ВМК МГУ, работающий программистом в Сбербанке. Я увлекаюсь робототехникой, программированием, игрой на гитаре, фортепиано. С недавнего времени занимаюсь танцами. А еще я играю в видеоигры. Когда позволяет время - много играю. В сумме, навскидку, я провел порядка 12 000 часов в различных играх. Если пересчитать это на дни, то получается, как будто бы, что я потратил впустую кучу времени. Раньше я и сам так думал. Однако детальное рассмотрение покажет, что это ничуть не пустая трата времени.

Чем опасны компьютерные игры?

Как ни странно, статью про то, что компьютерные игры полезны, а не вредны, я начинаю с раздела про их вред. К сожалению, потенциально вредные стороны у видеоигр тоже есть, и я не могу написать честный анализ и разъяснение темы, не рассказав и про них. Тем не менее, я считаю, что их вред достаточно мал по сравнению с пользой, поэтому и хочу начать рассмотрение именно с него, чтобы он не мешал восприятию остального материала.

Игры вызывают зависимость

Да, к сожалению, зависимость от компьютерных игр действительно существует. Причем особенно часто она проявляется среди подростков. Как показывают современные исследования, паталогическая зависимость от компьютерных игр существует у примерно 10% детей подросткового возраста, и еще у 20% есть потенциальная предрасположенность к переходу в первую группу [1].

В другом исследовании [2] были выявлены 1.4% игроков с зависимостью и 7.3% с частичной зависимостью ("проблемные").

Более того, простейший запрос в любом поисковике находит множество случаев, когда подростки пропускали учебу (иногда годами), отказывались покидать дом или просто имели поведенческие проблемы, связанные с зависимостью от видеоигр [3],[4],[5].

Выходит игры, все-таки, опасны? Нет, не совсем так. Как известно, важным фактором любой зависимости является психологическое состояние. Если у человека вырабатывается зависимость от компьютерных игр, то это, как и в случае других зависимостей, индикатор наличия в его жизни других проблем, а сами игры - лишь средство ухода от них.

Вернемся конкретно к случаю зависимости детей подросткового возраста от компьютерных игр. По данному вопросу мне не удалось найти значимых независимых исследований, но, на моем опыте, частой причиной такой зависимости является один из двух факторов:

1) Реальные или воображаемые проблемы, либо психические расстройства разной тяжести

2) Отсутствие собственных значимых интересов или хобби, отличных от компьютерных игр

Касательно первого фактора: подростковый возраст, зачастую, психологически сложен сам по себе. Изменение мировоззрений, стиля мышлений, возрастание ответственности, ссоры и конфликты с родителями - все это может вызывать стресс, страх, угнетение. Нередко добавляется давление по поводу учебы или по другим причинам. В такой ситуации люди, естественно, обращаются к чему угодно, что может дать уход от проблем и тяжестей реального мира. Компьютерные игры дают именно такую возможность. Иными словами, зависимость от компьютерных игр является угрозой только в следствие наличия каких-то других негативных факторов. В такой ситуации бороться надо не с самими играми а с изначальной причиной проблем.

Касательно второго фактора. Скажу максимально прямо: если ваш ребенок не интересуется ничем, кроме видеоигр, то виноват не он, не игры, а исключительно вы. Привить ребенку увлечения, хобби, интерес и любовь к учебе и знаниям, творчеству, спорту, наконец - задача родителей и именно их, а не самого ребенка. Когда родители не занимаются ребенком и с самого детства не уделяют его интеллектуальному развитию никакого внимания, либо достаточно лишь чтобы ругать за плохие оценки в школе, а потом жалуются, что ему интересны только игры - это плохо. Это глупо и это не разумно. Не надо сухо и уныло заставлять детей читать учебники, ходить на ненавистные занятия или секции, заставлять страдать за музыкальными инструментами, в художке, в секции. Все можно подать в креативном, увлекательном свете, так что ребенок заинтересуется всем этим не потому, что вы его принуждаете, а потому, что ему действительно это нравится и интересно. И это требует усилия от вас! У меня еще своих детей нет, так что, возможно, не мне здесь давать советы по воспитанию, но никто не полюбит какой-бы то ни было предмет от того что ему подсунули учебник и сказали читать. Уделите этому время - наглядно покажите, почему этот предмет интересен и важен, вызовите истинное любопытство, задайте вектор движения в сторону разностороннего развития. Да, это бывает сложно. Зачастую, родители действительно стараются, но у них не выходит заинтересовать ребенка. Тем не менее это всегда возможно и это всегда того стоит. И если получится, то не будет ни у вас, ни у вашего ребенка никаких проблем из-за компьютерных игр.

Либо плюньте и продолжайте игнорировать интересы ребенка и уделять ему внимание только чтобы заставлять учиться насильно и без увлечения. Гоняйте на кружки и секции. Причем рано или поздно ребенок-то поймет, что учеба, развитие и работа - это действительно важно. Только вот вы ему с детства показали, что это все обязательно должно быть неприятной, скучной рутиной. Насилием над собой. Что это не может быть интересно или весело. И тогда он впадет в депрессию и апатию от осознания того, что почти вся жизнь основывается сначала на учебе, потом на работе. А что делают люди в депрессии? Правильно. Ну а потом продолжайте винить зависимость от компьютерных игр, к которым он обратится за утешением (См. первый фактор). И это еще повезет, если он обратится именно к играм. Они здесь явно являются причиной, а не следствием, да?

К сожалению, такую ситуацию я лично видел среди знакомых. И даже не единажды.

Выходит, не нужно отслеживать за тем, как и сколько играет ребенок? И самому тоже не стоит контроллировать сколько времени тратишь на игры? Приглядывать явно нужно. Но если кажется, что играм уделяется слишком много времени или что они вредят образованию или еще чему-то, то не надо их запрещать или сокращать. Надо определить и устранять причину формирующейся зависимости. Обеспечивайте моральную и психологическую поддержку, если она нужна, поддерживайте интересы и хобби. И тогда увидите, что сами по себе игры не опасны и не вредны, а может даже и полезны. Более того они не мешают иметь широкий круг интересов и разнообразную жизнь (на самом деле даже помогают, но об этом поговорим позже). Я успел наиграть свои 12 000 часов (а это правда немало), но, при этом, закончил школу почти на отлично, параллельно отучился в музыкалке на фоно, самостоятельно научился игре на гитаре, ходил на множество олимпиад и конференций, занимался робототехникой и другими хобби в свой интерес, гулял с друзьями, самостоятельно изучил основы программирования и без проблем сдал ЕГЭ и поступил в хороший ВУЗ. И нет, это не бессмысленное хвастовство заурядными "достижениями". Это попытка объяснить, что игра в компьютерные игры, даже в значительных количествах (я играл 2-3 часа в день или даже больше), не является, по умолчанию, чем-то плохим и не мешает всевозможным другим видам деятельности.

Да, компьютерные игры могут приносить вред. Но почти всегда это происходит чисто как следствие каких-то других проблем.

В чем компьютерные игры обвиняют?

Итак, с вредной стороной компьютерных игр разобрались (так или иначе) и как ее избегать - тоже. Теперь я хочу поговорить о том, в чем компьютерные игры обвиняют без реальных на то оснований.

Это занятие для дураков / Видеоигры вызывают глупение

Да ну? Мне очень жаль, что в 2020-м году многие до сих пор так думают.

Начнем, пожалуй, с простого: тупые игры есть. Их много. Также много и игр, которые не требуют никакого интеллектуального процесса или напряжения. Да, 90% игр - цифровой мусор, который не достоин никакого внимания. Но это не важно потому, что 90% вообще всего чего угодно, хоть игр, хоть фильмов и видео, хоть книг - тоже мусор. Это не отменяет того, что есть огромное количество превосходных книг и фильмов. Аналогично и с играми.

А теперь рассмотрим оставшиеся 10%. Рассмотрим, например, KSP - Kerbal Space Program.

Данная игра предлагает игроку управлять виртуальной космической программой. Игрок должен разрабатывать и строить космические аппараты, ракеты-носители, самолеты, посадочные модули и многое другое и управлять ими для выполнения различных миссий - постройки космических станций, полетов на другие планеты, проведения исследований и прочего. Конечно, поиграв в данную игру, реальные ракеты строить не научишься (хотя узнать много базовой информации из различных областей инженерии можно, причем еще как). Но важно то, что эта игра позволяет выработать истинную заинтересованность в связанных научных и технических областях. А заинтересованность, на раннем этапе обучения, намного важней объема фактических знаний.

Вопрос по физике уровня первого курса университета:

Космические аппараты А и Б находятся на одной орбите. Пусть А находится на несколько градусов впереди Б по фазе. В какую сторону нужно разогнаться кораблю Б, чтобы догнать А с минимальным использованием топлива?

(Спойлер: если вы думаете, что кораблю Б нужно разогнаться в сторону корабля А, чтобы его догнать - вы сильно ошибаетесь)

Есть предостаточно детей, которые уже лет в 10 не только дадут правильный ответ на этот вопрос, но еще и объяснят почему (пусть и не в строгих физических терминах). Благодаря игре KSP. Да и вообще они имеют лучшее интуитивное представление об орбитальной механике, хоть и не знают сопутствующие формулы и теорию, чем большинство изучавших ее в школе или универе, но ни разу не видевших наглядно. Кто не верит, что это сложно - попробуйте установить эту игру и слетать на Луну, например. Или состыковаться с космической станцией в орбите. Задачи, относительно других в игре, простые, но у вас далеко не сразу выйдет (да и просто до орбиты вы, скорее всего, не с первого раза доберетесь). Также они могут узнать азы аэродинамики, например, что самолет с весом впереди крыльев летает плохо, а самолет с весом сзади крыльев - один раз. Или, например, что попасть с Земли в космос не сложно, а сложно там остаться, и почему это так. И, мало того, что интуитивное понимание этих процессов будет крайнеполезным для тех, кто захочет работать в аэрокосмической индустрии, так ведь и для остальных это будет полезно. Во-первых, это развивает мозг. Даже в простейшем варианте такая игра требует (и развивает) последовательное логическое мышление и инженерный подход к решению задач. А во-вторых, и я повторяю это опять, потому что нельзя переоценить важность данного факта: эта игра вызывает реальные, настоящие интерес и увлечение наукой и техническими дисциплинами, что действительно будет крайне полезно для будущего образования и карьеры.

К слову, KSP может дать о чем подумать и людям постарше - мне во время игры в нее, например, пригодилось умение интегрировать для расчета размера необходимого теплового щита для защиты аппарата от сгорания при атмосферном торможении. Игры для тупых, говорите, да?

Еще пример для закрепления?

Вот другая игра - Nimbatus

-2

Данная игра тоже, строго говоря, предлагает строить космические корабли, но совсем с другой точки зрения. Здесь задачи и требуемый стиль мышления настолько похожи на задачи и стиль мышления, свойственные многим конкурсам по робототехнике, что разработчики, как мне кажется, однозначно брали вдохновение именно оттуда. В данном случае, это значит, что, хотя Nimbatus не научит закону Ома, программированию роботов или сопромату, она, тем не менее, развивает именно те подходы к решению поставленных задач в установленных рамках и именно то мышление, которое нужно для дальнейшего развития в робототехнике. В данном случае я считаю, что она может даже иметь применение непосредственно в образовательном контексте, для увлекательного обучения робототехнике детей, еще не достигших достаточного возраста для работы с, например, Lego Mindstorms или Arduino.

Конечно, не все игры настолько интеллектуальны и не все играют именно в них. Однако, во-первых, говорить, что игры в общем случае вызывают глупение уже нельзя. Во-вторых, как я уже сказал - да, есть игры, которые не требуют интеллектуального напряжения. Тупых книг и фильмов тоже достаточно, и их куча народу смотрит и читает. Почему же их все равно считают лучше? А потому что они появились раньше.

"Хватит играть, лучше книгу почитай"

"These new 'libraries' that have arisen in recent years to facilitate reading activities are a frightening sight: dozens of young children, normally so vivacious and socially interactive, sitting alone in cubicles, reading silently, oblivious to their peers.

But perhaps the most dangerous property of these books is the fact that they follow a fixed linear path. You can't control their narratives in any fashion - you simply sit back and have the story dictated to you.

Вольный перевод:

Эти новые «библиотеки», возникшие в последние годы для облегчения чтения - действительно жуткое зрелище: десятки молодых ребят, обычно таких жизнерадостных и социально активных, сидят в одиночестве в своих закутках и молча читают, не замечая своих сверстников.

Но, пожалуй, наиболее опасным свойством этих книг является то, что они излагают историю, которая следует по фиксированному линейному пути. Вы не можете никаким образом контролировать их сюжет - вы просто сидите и молча воспринимаете ту историю, которую вам предоставили.

Цитата из Everything Bad is good for you

"Хватит играть. Иди книгу почитай" - еще одна фраза, которую слышал, наверное, почти каждый ребенок, игравший в видеоигры. Несомненно, книги - важная часть интеллектуального развития и намного полезнее игр, не так ли? Не нет, но и не да. Нельзя отрицать, что чтение важно. И, на данный момент, компьютерные игры не могут его полностью заменить.

Однако, вы задумывались когда-нибудь что именно в книгах такого полезного? Многие просто скажут, что они развивают мозг, делают читателя умнее. А как? Начнем с того, что большинство - никак. Как уже упоминалось, 90% всего - мусор. Но, допустим, мы его вынесли. Теперь рассмотрим оставшиеся 10%. Вот вы прочитали прекрасную книгу с интересным и захватывающим сюжетом, прекрасными живыми персонажами и избытком пищи для размышления. Что вам это дало с точки зрения интеллектуального развития? Сюжет? Обычно он нужен в книгах, в основном, для развлечения. Ничего развивающего тут нет. Пища для размышления? Хорошо, это, несомненно, важно и полезно. Но, само по себе, мало. Прекрасное раскрытые и почти живые персонажи? Да, ощущение взаимодействия с ними, через них, во время чтения однозначно полезно для мозга. Однако, тоже мало. В ответ на такие вопросы я неоднократно и от разных людей слышал вариации следующего ответа: чтение позволяет обогатить свой внутренний мир впечатлениями и жизненным опытом, косвенно получаемым из них через взаимодействия персонажей или затрагиваемые идеи. Отлично. Я бы к такой формулировке добавил ряд "но" и уточнений, однако, в основном, она, как мне кажется, верна и достаточно хороша для текущей темы. Несомненно, размышления над затрагиваемыми в книгах темами и получаемый через их персонажей косвенный жизненный опыт - важная часть разностороннего умственного развития.

Но, почему же, тогда книги считаются настолько лучше и интеллектуальнее фильмов и, тем более, игр? Ну, с фильмами суть ясна - там, так же как и в книгах, могут быть отлично сыгранные персонажи и интересные темы, но и то и другое всегда будет значительно короче и суше, чем было бы в книге. Более того фильмы меньше нагружают мозг, так как не требуют самостоятельно представлять и визуализировать происходящее. Хорошо это или плохо - открытый вопрос, но это, несомненно, так. А теперь рассмотрим игры. Не буду затягивать рассуждение - существуют повествовательные игры, которые имеют не менее богатый и интересный сюжет, не менее важные и глубокие темы и не менее ярких персонажей, чем многие книги. Да, от многих самых хороших книг они отстают по некоторым или всем этим пунктам, но есть одно очень важное отличие. Игры интерактивны.

Да, когда читаешь про какого-то персонажа, про так как он проходит через разные трудности, или страдает, возможно даже погибает - испытываешь облегченную версию переживаний возможных в реальной жизни при реальных трудностях, обдумываешь и перевариваешь многие вопросы, проблемы, страхи в безопасной обстановке. Почти как прививка, в каком-то смысле. Так насколько же эффективнее это все происходит, когда эти трудности и переживания зависят от твоих действий, а не диктуются исключительно автором? Когда ты знаешь, что твои реальные мысли и действия скажутся на тех самых персонажах, за чьими историями ты следишь?

Кажется пришло время для примера. Здесь нельзя не упомянуть игру компании CD Projekt Red - The Witcher 3: Wild Hunt

-3

Игра The Witcher 3 - Wild Hunt компании CD Projekt Red

Эта игра имеет хороший сюжет, поднимает множество сложных, неоднозначных и даже просто философских вопросов во время прохождения. Эта игра имеет множество персонажей не менее ярких и развитых, чем в книгах, с отличными озвучкой и анимацией. К ним привязываешься и относишься ровно так же, как и при чтении. С тем единственным отличием, что здесь твои действия определяют их судьбы, твои с ними отношения. Твои действия вообще много на что влияют - в итоге можно погибнуть и загубить других, можно выжить и жить счастливо (хотя не факт, что долго), а можно и добиться чего-то среднего. Придется неоднократно выбирать из двух зол в ситуациях где нет правильного или хорошего решения. Это ли не получение косвенного жизненного опыта? Могу однозначно сказать, что самому совершать какой-то трудный выбор, пусть даже и в игре, намного сложнее и дает намного больше пищи для размышления, чем просто читать, как кто-то его совершает.

Опять же, игры не заменяют чтение. Но и чтение не может заменить игры. На самом деле, они отлично друг друга дополняют. Более того у разных людей разные способы восприятия информации. Кто-то лучше умеет воспринимать чужой опыт, учится на теории. Другие же лучше всего усваивабт информацию на практике. Вторым игры могут позволить получить все то же, что дают книги, но в более удобоваримом для них формате.

Компьютерные игры вызывают агрессию

Еще одно очень популярное мнение. Однако, на данный момент, исследования показывают, что это, просто-напросто, не так. Отличный разбор информации по этой теме есть, например, на канале "The Game Theorists":

(https://www.youtube.com/watch?v=xkVIqB8tw2A)

Очень рекомендую интересующимся данной темой посмотреть это видео, но, вкратце, приведу некоторые из упоминаемых в нем пунктов.

1. Существует предостаточно исследований, определяющих отсутствие корреляции (или статистически незначительную корреляцию) между увлечением видеоиграми и агрессивным или проблемным поведением [6],[7],[8],[9],[10],[11].

2. Существуют и исследования, показывающие наличие корреляции, но во многих она все равно недостаточно сильная, чтобы сделать какие-то выводы. Многие из них имеют признанные методологические проблемы.

Не хочу сильно много тратить времени на данную тему, так как есть уже предостаточно исчерпывающих обсуждений по ней. Скажу лишь, что, на данный момент, проведено достаточно исследований, чтобы было ясно, что нет очевидного или явного влияния видеоигр на агрессию. Возможность некоторой связи исключить полностью, пока что, нельзя, но если она и есть, то она крайней слабая и, фактически, неизмеримо мала.

Что в играх полезного?

Теперь, наконец, стоит поговорить о том, почему отказ от компьютерных игр может даже убавить от вашей жизни или жизни вашего ребенка. В данном разделе я постарался, как и везде ранее, разбить текст на пункты, но здесь это деление более символическое, так как почти все основные моменты взаимосвязаны или являются рассмотрением друг друга с разных сторон. Более того часть полезных сторон видеоигр уже упоминалась или рассматривалась в предыдущем разделе при опровержении некоторых заблуждений о видеоиграх.

Развитие моторики, координации, памяти, внимания

Чаще всего при разговоре о потенциальной пользе видеоигр упоминается именно данный пункт. Сразу скажу, что лично я считаю, что это самый слабый довод о пользе от игры в компьютерные игры, так как данные навыки можно развивать миллионом разных способов. Тем не менее, видеоигры действительно их развивают [12], [13]. Более того, некоторые исследования показывают, что они развивают, и прочие навыки, в том числе социальные. Однако я считаю, что гораздо более важные положительные эффекты видеоигр - те, которые для них уникальны.

Креатив, творческий потенциал и самовыражение

Все проявляют креатив по-разному. Кто-то с детства любит рисовать композиции из ума, кто-то придумывает истории про свои игрушки, кто-то любит "изобретать" что попало. У кого-то креатив состоит, наоборот, в желании работать по инструкциям. К сожалению, у человека часто нет возможности в полной мере проявлять свой креатив. Особенно это касается детей, которые не могут самостоятельно, например, купить необходимые материалы для своего творчества. Часто эти материалы могут стоить дорого, либо само творчество может быть не практичным для отработки в реальном мире (как, например, ребенку опробовать интерес в области интерьерного дизайна, архитектуры?).

При этом, большинству человек для полноценного умственного и психологического развития, возможность к творчеству и самовыражению по вкусу практически необходима. Здесь видеоигры способны помочь. Как? Песочницы.

Песочница — (англ. Sandbox) — жанр некоторых компьютерных игр или программ, где главными возможностями являются полная или частичная конфигурация — управление предметами, терраформинг, создание карт. В специализированных программах вы можете свободно конфигурировать все предметы и текстуры на карте.

Раз речь пошла о песочницах, то сразу поговорим об одной из самых известных игр - Minecraft от Mojang (о нем, к слову, мы вспомним еще несколько раз до конца этой статьи).

-4

Я думаю, что большинство человек, даже не имеющих отношения к видеоиграм, знает общую суть игры в Minecraft, но, на всякий случай, вкратце я ее расскажу. Игрок находится в огромном (многократно превышающим всю поверхности Земли по размерам) виртуальном процедурно-генерируемом мире с растительностью, животными (настоящими и выдуманными), рельефом, некоторыми постройками и прочим. Мир разделен на "блоки" размером 1 кубический метр. Есть несколько сотен разных видов блоков от грязи до алмазов, обсидиана и прочего. Игрок может строить из них что угодно, может ломать или выкапывать блоки ландшафта, да и вообще изменять мир практически как захочет. У игры есть некоторая базовая цель прохождения, но почти все, кто в нее играл, согласятся, что большая часть времени в игре уходит не на нее. Большинство человек играют как хотят - кто-то строит различные по сложности постройки, кто-то охотится на монстров, кто-то строит сложные технические конструкции, кто-то исследует мир и путешествует, кто-то добывает огромные объемы ресурсов. Игра не заставляет играть так или иначе, а предоставляет, практически, полную свободу действий и творчества.

Хочешь попробовать разукрасить или оформить интерьер - без проблем, все нужное есть в игре. Хочешь построить свое здание необычной формы? Без проблем - блоки в руки и вперед. Ландшафтный дизайн? Тоже можно. Хочешь построить целый город? Парк? Охота повозиться с, пусть не сильно реалистичными, но сложными и интересными механизмами? Да, есть даже такая возможность (к этому еще вернемся). Я точно знаю, что есть те, кто, прочитав это, думают, что это все не важно, что это просто развлечение, не имеющее реальной пользы. Специально для вас:

1) Есть целые бизнесы, специализирующиеся на практических применениях Minecraft, в том числе для архитектурного дизайна. Их услугами даже пользуются некоторые небольшие и малоизвестные компании, такие как, например, корпорация Microsoft, которые использовали Minecraft (и которые, кстати, на данный момент владеют этой игрой) для визуализации и планирования реставрации своего кампуса [14]. Аналогичным образом Minecraft использовался в различных странах для визуализации обустройства городских территорий и пространств [15]. В реальном интерьерном и архитектурном дизайне также используется как сам Minecraft, так и множественные другие игры с аналогичными механиками.

2) Раз уж речь идет о креативе и творчестве, то следует заметить, что если рисование на листе бумаги - искусство, то и многие конструкции, которые строят игроки в песочницах - тоже. Они требуют не меньшей фантазии и творческих навыков. Вот несколько примеров того, что создавали игроки в Minecraft:

Детализированные соборы, замки и другие здания - отличная почва для креатива
Детализированные соборы, замки и другие здания - отличная почва для креатива

-6

Кто-то предпочитает создавать ландшафты
Кто-то предпочитает создавать ландшафты
А кто-то отстраивает целые города
А кто-то отстраивает целые города

Соборы, замки, города, горные ландшафты и многое другое. Есть множество воссозданий игроками вещей и локаций из своих любимых книг, фильмов или других игр. Многие такие работы требуют недели или месяца работы и не меньшего труда и креатива, чем любой другой вид искусства.

И это только одна из песочниц. Я говорил только про Minecraft потому что с ним читатель, наиболее вероятно, знаком. Это не только самая известная и основополагающая игра данного жанра, одна из самых известных игр, но и самая продаваемая игра в мире (на конец 2020 года продано 200 000 000 копий игры, и ежемесячно в нее заходят порядка 120 000 000 игроков, причем это даже не учитывая пиратские версии, коих в мире тоже много). Однако существует и множество других игр песочниц, как похожих, так и с фокусом на какую-то конкретную деятельность или творчество. Есть игры конкретно для дизайнеров и художников, есть для инженеров, да и в принципе технарей (парочку из них я даже уже упомянул ранее). Кто-то с более консервативным настроем, возможно, и не согласиться, но я считаю, что, в совокупности, компьютерные игры - новая полноправная форма искусства, и я почти уверен, что в будущем они будут только развиваться в этой роли.

Познание на практике, обучение, карьера

Этот пункт, во многом, уже был рассмотрен в разделе про вред игр. Суть проста - для успешного обучения и профессионального развития априорно важен интерес к предметной области. Здесь видеоигры действительно очень полезны.

Во-первых есть множество игр (таких как упоминавшиеся ранее KSP, Nimbatus), повзоляющих вызвать интерес к различным конкретным областям науки просто потому, что дают возможность рассмотреть их с увлекательного практически-ориентированного угла. Во-вторых игры могут быть полезны для учебы и карьеры и другим образом.

В 8-9 классах я начинал разбираться с программированием, но меня не хватало на тщательное его изучение, так как это сложная предметная область с приличным порогом входа. Я умел писать простенькие программы на учебных языках. Для робототехники, которой я тогда увлекался, этих примитивных знаний хватало. В то же время я стал обильно проводить время за только что упоминавшейся игрой Minecraft. Одной из дополнительных возможностей Minecraft является подключение модов - модификаций, добавляющих какой-то новый контент в игру или изменяющих уже имеющийся. Они варьируются от совсем простых, до модификаций, представляющих из себя почти что новую игру по количеству контента, сложности и проработке.

Minecraft и его моды настолько меня заинтересовали, что я захотел сам научиться писать их. Процесс был медленный, но у меня появился стимул, и в течение следующих пары лет я выучил, как многие принципы индустриального кода, так и язык Java (один из самых востребованных языков на данный момент и тот язык, на котором я сейчас зарабатываю) на котором написан Minecraft, именно ради написания модов. С тех пор я почти постоянно пишу минимум один "проект", а зачастую и несколько в разных областях от нейронных сетей, до, опять же, видеоигр просто потому, что мне это интересно. Я могу сказать без тени сомнения, что это мне помогло начать карьеру разработчика ПО не меньше, чем обучение в хорошем ВУЗе. Причем многие из этих "проектов" тоже напрямую или косвенно свзаны с компьютерными играми. Например, после работы с модами для Minecraft я написал программу создания и установки патчей для игры Dota 2, в которую я тогда тоже много играл. Меня заинтересовала возможность добавления локального контента в игру, но делать это вручную было неудобно, поэтому я решил написать программу для автоматизации процесса. Тогда это все было просто ради интереса и результата, да и сама программа вышла так себе в соответствии с моими навыками в то время, но с тех пор я понял, что на таких проектах и научился основным навыкам написания кода. А такого рода ранняя практика крайне важна для программистов. Я лично знаю людей, которым было гораздо сложнее в ВУЗе и на начальных этапах работы из-за ее отсутсвия.

Более того, даже сам процесс игры приносил свою пользу. В том же Minecraft есть некоторые аналоги полупроводников, на которых, в реальном мире, построена вся современная электроника. Я и многие другие дети экспериментировали в Minecraft с построением как простых, так и более сложных логических цепей, битов, вычислительных элементов. Еще в то время эти эксперименты заинтересовали меня достаточно, чтобы более серьезно заняться изучением реальной радиоэлектроники. С тех пор эти навыки еще раз напрямую пригодились мне для более продвинутого понимания курса по архитектуре микропроцессоров в ВУЗе, позволив мне применить полученные в нем знания на практике и спроектировать примитивный микропроцессор самостоятельно.

Более того даже конкретно на создании самих этих игр можно построить неплохую карьеру. Причем не только программисту. Есть много других профессий, участвующих в создании игр – например, графические дизайнеры. А увлечение компьютерными играми, опять же, может дать необходимый импульс для развития в этих областях.

Удовлетворение любопытства, выработка интересов, развлечение

Кому не было бы интересно в детстве попробовать управлять самолетом, космическим кораблем, поучаствовать в гонках? Кто (особенно из мальчиков) в детстве не играл в разные войнушки, не примерял на себя в играх роли пиратов, путешественников, волшебников, воинов?

Нет, это не просто детское развлечение. Такие игры являются важной частью развития мозга. Мозг, особенно у детей, нуждается в большом объеме разнообразных новых впечатлений, и игры, в том числе ролевые, предоставляют эти впечатления. Это важный процесс познания развивающимся мозгом обширного мира, путем попыток примерить на себя разные роли и ситуации. Даже взрослым это бывает полезно хотя бы чисто в виде упражнения, прорабатывающего воображение и различные редко используемые в повседневной жизни области мозга, связанные с ним (а это важно - например, разносторонняя нагрузка мозга снижает риск различных его заблоеваний).

Также такие игры важны для удовлетворения любопытства. Недаром, любопытство свойственно интеллектуально развитым (и развивающимся) людям. Оно является эволюционным стимулом для самосовершенствования, познания нового, двигателем прогресса и развития. Для его поддержания и удовлетворения необходимо много новой информации, нового опыта. Видеоигры могут предоставлять эти информацию и опыт. Даже если сами игры не являются особо интеллектуальными (например RPG жанра) они предоставляют мозгу общий стимул, который тоже важен для развития. К сожалению, большинству человек не быть пилотами, гонщиками, космонавтами. Видеоигры дают возможность попробовать себя в разных ролях и навыках. Они предоставляют пищу для мозга и интеллекта. Смогу ли я пилотировать реальным самолетом после игры в XPlane или Microsoft Flight Simulator? Нет, не думаю, по крайней мере, не полноценно и не безопасно (хотя современные симуляторы действительно позволяют выработать соответствующие базовые навыки). Но это не важно. Важно то, что я получил некоторый новый интересный опыт и частично удовлетворил свое любопытство об одном из интересовавших меня понятий.

Ну и, в конце концов, игры - просто неплохое развлечение. которое, в умеренных дозах, как минимум безвредно, а может даже и полезно.

Итог

Как я сказал с самого начала, я считаю, что компьютерные игры не обязаны быть вредными, а могут быть даже полезными. Я привел лишь основные доводы в их пользу. Существуют и другие, но я боюсь, что если бы я все их изложил здесь, то до этого момента дочитал бы, может, каждый 20-й (а может и так каждый 20-й).

К сожалению, по большинству пунктов не существует достаточно объема строгих научных исследований, которыми я мог бы подкрепить текст. Из-за этого мне, в основном, приходилось руководствоваться своими наблюдениями и здравым смыслом.

Я не сомневаюсь, что большинство человек, давно относившихся с резким негативом к компьютерным играм, не изменят свое мнение после прочтения данного текста. Тем не менее, надеюсь, что хотя бы кому-то он может быть полезен.

Источники информации:

[1]: Coyne SM, Stockdale LA, Warburton W, Gentile DA, Yang C, Merrill BM. Pathological video game symptoms from adolescence to emerging adulthood: A 6-year longitudinal study of trajectories, predictors, and outcomes. Dev Psychol. 2020 Jul;56(7):1385-1396. doi: 10.1037/dev0000939. Epub 2020 Apr 30. PMID: 32352827.

[2]: Wittek, C. T., Finserås, T. R., Pallesen, S., Mentzoni, R. A., Hanss, D., Griffiths, M. D., & Molde, H. (2016). Prevalence and predictors of video game addiction: A study based on a national representative sample of gamers. International Journal of Mental Health and Addiction, 14(5), 672–686. https://doi.org/10.1007/s11469-015-9592-8

[3]: https://www.profileformedia.com.au/wp-content/uploads/2019/09/News-Corp-17.07.2019.pdf

[4]: https://www.kidspot.com.au/news/sydney-boy-misses-two-years-of-school-due-to-his-chronic-gaming-addiction/news-story/8f8ed005d4c0519ce2d81a9c3e9e7370

[5]: https://extra.ie/2018/06/13/news/real-life/womans-son-school-fortnite-addiction

[6]: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsos.171474

[7]: https://www.ox.ac.uk/news/2019-02-13-violent-video-games-found-not-be-associated-adolescent-aggression

[8]: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1745691615592234

[9]: https://www.eurekalert.org/pub_releases/2017-03/f-vvg030117.php

[10]: https://adc.bmj.com/content/98/5/341

[11]: https://www.york.ac.uk/news-and-events/news/2018/research/no-evidence-to-link-violence-and-video-games/

[12]: https://www.apa.org/news/press/releases/2013/11/video-games

[13]: https://www.researchgate.net/publication/259112690_The_Benefits_of_Playing_Video_Games

[14]: https://www.cnbc.com/2018/11/06/microsoft-has-a-version-of-its-new-campus-in-minecraft.html

[15]:https://www.dezeen.com/2017/07/03/minecraft-designed-public-space-more-than-25-developing-countries-un-habitat-block-by-block/#:~:text=Local%20authorities%20have%20been%20%22amazed,designing%20their%20own%20public%20spaces.