О советской топонимике можно говорить бесконечно: сколько новых диковинных названий улиц и проспектов появилось в русских городах в советское время! Однако даже среди таких, казалось бы, привычных нам всем названий, среди которых мы все с вами росли, иногда встречаются такие топонимы, которые могут удивить даже видавшего многое человека!
И сегодня я расскажу Вам об одной из таких улиц - об улице Деревенской бедноты: невероятно красивой и интересной, а также обладающей удивительной историей! Так что устраивайтесь поудобнее, а я постараюсь рассказать вам что-то новое в данной статье-экскурсии!
История названия
Улица Куйбышева (хотя правильнее будет называть её Дворянской - так она называлась первоначально) является одной из старейших улиц Санкт-Петербурга: она берёт своё начало у Троицкой площади, которая, можно сказать, стала настоящей колыбелью Северной столицы!
Вопреки распространённому мнению, настоящим "сердцем" Петербурга был не Заячий остров и не расположенная на нём Петропавловская крепость, а именно Троицкая площадь: Санкт-Петербург никогда не был средневековым городом, а потому его центр не мог быть расположен в окружении крепостных стен (по подобию старинных русских городов вроде Владимира или Новгорода, имевших свои крепостные "детинцы"). Центром города, как это полагается и в наши дни, была площадь близ Петропавловки - именно здесь зарождалась общественная жизнь Петербурга.
Ну а улица Куйбышева, отходящая от Троицкой площади, получила статус элитной: из-за близости к центру города на ней селились в основном обеспеченные горожане, в большинстве своём - дворяне. А потому и улица получила соответствующее название - Дворянская. Чуть позднее в этом районе появилась ещё и Малая Дворянская (такое название в разные годы имела и Мичуринская улица, и улица Чапаева) - соответственно, бывшая Дворянская получила приставку "Большая". С таким названием улица и существовала вплоть до 1917 года.
Ну а после революции большевики решили не просто переименовать улицу с неугодным для идеологии того времени названием, но и сделать её название нарочито противоречащим топониму времён царского режима. Так эта улица и получила своё абсурдное название - Деревенской Бедноты (антоним "Большого Дворянства", который, по идее людей, переименовавших улицу, должен был стать символом победы и власти народа над царизмом - однако получилось не очень то удачно).
Но просуществовала она так недолго: в середине 1930-х годов название сменили на более нейтральное и более адекватное - так улица Куйбышева получила своё современное название (она названа в честь знаменитого политического деятеля времён СССР).
Ну а теперь изучим эту прекрасную и очень интересную улицу не только с точки зрения истории, но и с точки зрения архитектуры! Предлагаю сделать это в привычном для моего канала формате онлайн-экскурсии!
Начинать прогулку мы будем с пересечения Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева: в этом месте сосредоточено целое скопление архитектурных шедевров (во многом это связано с близостью данной местности к Каменноостровскому проспекту - главной магистрали Петроградской стороны). Собственно, именно здесь и располагается "колыбель" Петербурга, как уже было сказано ранее. Правда построек 18 века здесь не сохранилось - в те времена все дома возводились из дерева (крайне недолговечного строительного материала).
Первое здание, предстающее нашему взору - это прекрасный особняк Матильды Кшесинской, построенный, можно сказать, придворным архитектором Романовых, Александром фон Гогеном. Думаю, что мне не надо объяснять, почему особняк для талантливой и известной балерины строил придворный архитектор - все вы знаете о связи Николая II и Матильды Кшесинской, так что выбор архитектора, впрочем как и выбор места для участка (напротив Петропавловки) был очевиден!
Это здание принято считать настоящим образцом петербургского модерна: лёгкое, элегантное, обладающее интересными формами, и одновременно с этим невероятно функционально - все жилые помещения спрятаны среди зелени вглубь территории для того, чтобы огородить владелицу особняка от шума оживлённой улицы. Зато на Кронверкский проспект выходит прекрасный зимний сад - то самое помещение с обширным изогнутым стеклом (между прочим, оно является одним из первых панорамных стекол России)!
Особняк Кшесинской сыграл важную роль в Февральской революции: это здание было занято большевиками, а с его балкона свои речи народу читал будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Именно поэтому в дальнейшем в здании особняка был размещён музей революции (ныне музей политической истории России).
А на соседнем с особняком Кшесинской участке находится очень похожий стилистически (многие петербуржцы и гости города путают эти особняки, а некоторые даже считают их одним целым) особняк Брандта, построенный по проекту другого архитектора эпохи модерна - Фридриха Мельцера.
Это здание тоже служит образчиком петербургского модерна, но слегка другого направления - это здание стоит причислять к так называемому "гигиеническому модерну". Так характеризовали стиль автора особняка Брандта Фридриха Мельцера, который строил все свои здания в определённой стилистике: идеально белая кирпичная кладка, напоминающая белые стены лечебных заведений, а также общая лаконичность и цельность общего вида здания. Прекрасная архитектура!
Но не всё же нам говорить о модерне. Есть на улице Куйбышева и прекрасные примеры советского зодчества. В первую очередь я говорю о жилом доме и институте "ЛенНИИпроекта", удачно вписавшемся в архитектурный ансамбль данного района (неоклассицизм в целом вряд ли может испортить какой-то ансамбль - он может только его дополнить).
Ну а сразу за характерным памятником советского неоклассицизма находится здание, построенное в подобной стилистике, но на 40 лет раньше, ещё до революции - я говорю о доходном доме Бурмистрова. Собственно, на этом участке улица Куйбышева позволяет нам изучить эволюцию неоклассицизма: от мрачной предреволюционной строгости до торжественного и ампирного послевоенного стиля, символизирующего силу и мощь народа-победителя!
Не могу также не отметить и ещё один любопытный факт: автором здания дома Бурмистрова стал брат знаменитого зодчего Бориса Иофана (одного из ведущих архитектора сталинского ампира, автора дома на набережной и проекта Дома Советов в Москве) Дмитрий Иофан. В отличии от по-настоящему звёздного брата, Дмитрий Михайлович оставил не такое уж богатое наследие в архитектурном мире нашей страны, так что дом Бурмистрова является самой яркой его работой!
Ну а мы продолжаем наш путь и практически сразу видим с другой стороны дороги выдающееся творение архитектора Карла Шмидта - доходный дом Щульце. Это удивительно простое, но при этом элегантное и красивое здание, облицованное простым кирпичом песочного цвета - настоящая услада для глаз ценителей архитектуры!
Одновременно красивое и при этом невероятно функционально-конструктивное для своего времени: помимо общего аскетичного внешнего облика здания, рекомендую обратить внимание на уникальную деталь дома Шульце - железные стяжки-опоры, фиксирующие оконные проёмы и эркеры вместо типичных пилястр или сандриков. Да, архитектор Шмидт не побоялся раскрыть в своём здании конструктивное начало и не стал скрывать железные опоры, а наоборот превратил их в украшение!
Впрочем, я прекрасно понимаю, что моё восхищение этим зданием разделят далеко не все - в его облике нет привычной для нас красоты. Но поверьте - это здание важно отметить как целую веху в развитии мировой архитектуры, так что пройти мимо него было бы просто преступлением!
Ну а мы с вами повернёмся на 180 градусов и рассмотрим постройку, расположенную буквально напротив дома Шульце. И эта постройка тоже по своему уникальна: удивительно, но это здание в наши дни служит едва ли не единственным напоминанием об историческом названии улицы Куйбышева - это ЖК "Дом на Дворянской". Впрочем, сохранило память оно своеобразно - речь идёт о новостройке, которой застройщик присвоил красивое дореволюционное название (всё-таки жить в доме на Дворянской престижнее, чем в доме на Куйбышева).
Но в данном случае маркетинговый ход положительно повлиял на сохранение истории нашего города!
Ну а мы продолжаем наш путь и близимся к его середине - она чётко отмечена целым рядом интересных построек, служащих своеобразной доминантой всего района улицы Куйбышева. Рассмотрим же их по отдельности!
Начну с менее известного доходного дома, построенного польским архитектором Бржозовским - далеко не самым известным зодчим Петербурга. Однако его работа на улице Куйбышева прекрасна: здания прекрасно вписано в окружающую застройку, напоминая своим остроконечным щипцом некоторые работы зодчего Шмидта, дом которого находится неподалёку.
Вишенкой на торте стала очень милая сова, уютно примостившаяся на самой верхушке щипца дома - думаю, что не каждый прохожий обратит внимание на эту интересную деталь!
Ну а самым интересным зданием на улице Куйбышева и одной из лучших построек Петроградской стороны я назвал бы роскошный доходный дом Танского, возведённый в 1909-1912 годах по проекту видного зодчего Карла Бальди.
Строилось здание по заказу выдающегося бизнесмена своего времени Фёдора Ивановича Танского - создателя и владельца первого в России автомобильного салона, открытого ещё в 1893 году и носившего название "Торговый дом Победа"! Здание торгового дома располагалось на углу Большой Морской и Гороховой улиц, а позднее, при расширении объёмов бизнеса, здание переехало на Петербургскую сторону - здесь же Танский распорядился построить собственный доходный дом!
Внешний вид дома Танского заслуживает отдельного внимания: плоскость фасада дома раздроблена на части сплошным рядом эркеров и световых фонарей - таким образом, архитектор Бальди сделал фасад своего здания пластичным и текучим, так что он напоминает водную гладь моря, рябящую под воздействием ветров!
Ну а чересчур массивная башня в центре здания нарушает общую картину идиллии фасадов дома Танского. Разумеется, архитектор нарушает стройный ритм здания намеренно - так дом на улице Куйбышева выглядит ещё более необычно, тем самым привлекая к себе внимание прохожих! Стоит отметить, что к подобному приёму Бальди прибегает не впервые: точно такая же гиперболизированно большая башня венчает и другое здание этого архитектора, расположенное на Большой Морской улице - речь идёт о здании центральной телеграфной станции.
Ну да ладно, как-то уж очень много внимания мы уделили творению Карла Бальди - давайте продолжим наш путь, который, к сожалению, близится к своему завершению!
Последней на нашем пути станет неоклассическая работа архитектора с очень сложной фамилией - Хржонстовского. Доходный дом Буксгевдена был построен им в 1913 году в самом конце Дворянской улицы. Таким образом, Хржонстовский умело замкнул архитектурную тему данной улицы, построив ещё один классический дом по-соседству со зданиями в стиле модерн (собственно, так выглядит вся улица Куйбышева - этим она и прекрасна).
Сам доходный дом Буксгевдена можно назвать мрачным и массивным, и любоваться им не особо хочется даже на подсознательном уровне. Однако, если присмотреться на его фасады, то можно открыть для себя много нового: здесь вам и какие-то непонятные маски, изображающие сказочных персонажей (не то фавнов, не то чертей), и целые статуи, украшающие входную группу доходного дома!
На статуи орлов я рекомендую вам обратить особое внимание: за них дом Буксгевдена даже получил прозвище "дом с орлами". Оно и не удивительно - такие выразительные скульптуры, расположенные по обе стороны от парадного входа, прекрасно запоминаются прохожим!
Ну а на этом предлагаю заканчивать нашу скромную, но довольно содержательную экскурсию. Очень надеюсь, что у меня получилось привлечь ваше внимание к улице Куйбышева, так что вы и сами прогуляетесь по ней и, быть может, откроете для себя что-то новое (всё-таки я рассказал вам не о всех постройках этой улицы).
Спасибо за внимание!