Найти тему
МИР НАИЗНАНКУ

Для чего дороги на севере поливают водой и засыпают снегом?

Колея в тундре, стихийный зимник
Колея в тундре, стихийный зимник

"Сейчас пройдет водовозка, зальет водой дорогу, потом укатаем волокушей снег и через пару суток здесь будет автобан".

Большинство обычных автомобилистов, кто не бывал на севере, услышав такую фразу от "дорожников" зададутся вопросом, а что здесь вообще происходит?

Кто додумался строить и ремонтировать дороги водой и снегом? Сейчас расскажу в общих чертах про эту интересную технологию.

-2

А между тем, это обычная технология строительства зимних дорог на северных территориях не только в нашей стране, но и в ряде других стран, такие как США и Канада.

Особенно в этом деле преуспели Канадцы и они такие дороги постоянно строят на севере своей страны. У нас в стране тоже есть такая дорога, построенная канадцами:

-3

Север очень непрост в освоении и строительство круглогодичных дорог с твердым покрытием здесь очень трудоемко и чаще всего экономически не целесообразно. Поэтому на большей части северных районов нашей страны строят временные зимние дороги, действующие 4-6 месяцев в году.

Упрощенно говоря, зимники бывают разные: дикие,низовые, верховые. Самые тяжелые для движения - дикие или стихийные, представляющие их себя обычную колею в тайге или тундре. По такому зимнику скорость редко поднимается выше 5-10 км в час, а сотню километров можно преодолевать даже неделю или две в зависимости от погоды.

Заливаем автобан
Заливаем автобан

Дальше идут низовые зимники. Тяжелая техника (бульдозеры) прочищают снег до промерзшего грунта и временная зимняя дорога после этого представляет собой снежный коридор. Такие зимники можно строить довольно быстро и без серьезных финансовых затрат.

Но после каждой пурги их необходимо прочищать заново. Скорость же движения на таких зимниках редко превышает 20-30 км в час, а движение по такому зимнику происходит по выматывающим и людей и технику тундровым или болотным кочкам.

Волокуша готовит наст под заливку верхового зимника
Волокуша готовит наст под заливку верхового зимника

И, наконец, самые технологичные зимние дороги - верховые зимники. Это настоящий ледовый автобан, который строится в несколько этапов.

Сначала место будущего зимника расчищают и трамбуют волокушей - бульдозером с привязанной трубой, балкой или чем-то аналогичным.

Водовзка на строительстве зимника
Водовзка на строительстве зимника

Дорожники выжидают некоторое время пока затвердеет снежный наст и начинают заливать дорогу водой из обычных бочек. Для этой операции обязательно нужен крепкий мороз. Воду берут из многочисленных озер вдоль будущей дороги.

-7

За водовозками пускают обычные трактора с волокушами, чтобы они разравнивали кашу из снега и воды. Так, слой за слоем начинает формироваться будущий верховой ледовый зимник. Аналогичная технология применяется при намораживании ледовых переправ для повышения их грузоподъемности.

Строительство ледового зимника
Строительство ледового зимника

Шаг за шагом будущая ледовая дорога начинает подниматься над тундрой и ей уже не страшны многочисленные пурги в этих краях. Снег на такой дороге долго не задерживается и обычно сдувается в тундру, заметая только самые низины.

Заметенный верховой зимник на Ямале
Заметенный верховой зимник на Ямале

Но здесь, как и на любой дороги тоже возможны ямы и выбоины от эксплуатации. Ремонтируют их точно так же. Заливают водой и трамбуют снегом. Все как у нас в средней полосе, где присыпают асфальт и крошку в дыры.

На Чукотке канадский зимник позволяет держать скорость до 90-100 км на протяжении почти 500 км между Певеком и месторождениями.

Ледовая дорога на Ямале
Ледовая дорога на Ямале

На Ямале такие зимники встречаются также на месторождениях и скорость на них несколько ниже, выше 60-70 км в час ехать уже страшновато. Дорожники здесь тоже бывают халтурят и можно попасть в ямку и вылететь в тундру.