Учебный год у сына не задался с самого начала. Заболели мои дети прямо перед первым сентябрём, и в первый класс Лёшка пошёл аж в середине октября.
Он у меня, как и старшая дочь, логопедический, проблем было очень много и я привыкла с ним подолгу заниматься. А тут, муж потребовал с середины лета прервать занятия, чтоб ребёнок отдохнул, а потом такая затяжная болезнь. У него почти месяц держалась температура, пусть не большая, но пока я его полностью не обследовала, ни о каких уроках я не думала. В итоге не занимались мы два с половиной месяца.
Догонять класс было трудно, но на тот момент он успел выучить нужные буквы и математика не вызывала сложностей. С чтением дела были не очень, но наблюдался прогресс.
При выходе в школу выяснилось, но этого и следовало ожидать, что он не умеет слушать учителя и не успевает работать с классом. Тут стало сложнее, начало не хватать времени. Нет, я не вышла на работу, просто из школы он приходил усталый, потом надо было посещать дополнительные уроки, ну и два раза в неделю в него каратэ. В оставшееся время мы успевали только исправить ошибки и отработать, то что не успел на уроке. На мои дополнительные задания, на отработку навыка чтения оставались только выходные. В школьной Азбуке тексты усложнялись и Лёшка поплыл.
Ещё его класс два раза уходил на дистанционное обучение. На котором он отсиживал особо ничего не понимая и не делая. А между этими карантинами, три недели была на изоляции наша семья. Коронавирус был у всех, мы с мужем болели конкретно, старшая только нюх потеряла, а у Лёшки обошлось без симптомов. Понятно, что с не сбиваемой температурой под 40, учебники я не открывала. А когда смогла приступить к занятиям, мы просто погнали. Отрабатывали только письмо. Букв стало больше, он начал в них путаться. А без умения писать буквы изученные классом, дальше бы дело не пошло. Нельзя пропустить парочку и отработать их написание позже. Я же тогда не знала, что в 2020 году, Лёша в школу больше не попадёт, вот и гнала.
Год закончили еле-еле, я начала замечать, что его стало намного труднее посадить за тетради. Что соображать он стал хуже. Подключила витамины. А на зимних каникулах, стало понятно окончательно, после болезни пошёл откат в развитии. Полезли логопедические проблемы. Он начал снова путать звонкие/глухие, не различать мягкие/твёрдые и много чего ещё. Даже в математике, которую любил и решая примеры практически не ошибался, начал по-страшному тормозить.
Не зная за что хвататься, я успела с ним только повторить написание букв, Азбуку мучили, но результата не было, даже наоборот, с каждой новой страницей читал он хуже, а ведь прочитывал одно и тоже по пять! раз.
Вот с таким не богатым багажом знаний он и пошёл в школу после каникул. А я посчитала, что с сентября по декабрь он был там только 16 раз.
Отсидев столько времени дома, ребёнок приходит из школы очень усталый. К учебному процессу в классе и вообще к школьной жизни он не адаптирован. По тетрадям видно, что он хоть что-то и пишет, учителя он не слышит и половину точно не успевает. Делает только то, что уже знает, а всё что разбирают на уроки или не сделано, или выполнено неправильно.
Проблемы по предметам.
Математика - периодически мелькают глупые ошибки в примерах. Совсем плохо с математическими диктантами, в половине заданий не понимает что нужно сделать. Простые задачи решить может, но только примером. Ни краткую запись, ни схему не делает. В более сложных запутывается. Все задания заставляю читать самостоятельно, сама помогаю, если уже несколько раз прочитал, а сделать не может.
Чтение - слова стали сложнее, тексты длиннее и он не справляется. Видя большой объем, начинает нервничать. По рассказам я поняла, что в школе при чтении его мучают мышечные спазмы. Дома читать эту Азбуку перестали, результата по ней нет, времени и нервов уходит безумно много, да и к чтению в принципе вырабатывается отвращение. А ведь в октябре-ноябре он радовался, что читает лучше, начал тогда читать записи на упаковках, вывески. Сам, я не просила, ему было интересно.
Письмо/русский - здесь наверное нет вообще ничего, что не вызывало бы трудностей и хорошо получалось. Может просто забыть, как пишется какая-либо буква. Никак не может запомнить правильную последовательность написания букв и то, как они соединяются. Проблемы с границами предложений, и разделением слов. Вплоть до того, что написал на днях два предложения из восьми слов в одно длинное предлинное слово.
Не делит слова на слоги, не ставит ударение. Часто ошибается в звуковых схемах, и не правильно считает количество букв и звуков.
При письме под диктовку путается в некоторых йотовых гласных. Например, вместо е пишет э. Может пропустить часть слова. Но это ещё и диктантов то, толком не было, дальше ошибок будет больше.
Не понимает принцип опасных мест в словах с безударными гласными и парными согласными. Не подбирает проверочные слова.
Какую работу я начала проводить на первом этапе.
1. Даю дополнительные прописи. Выбираю те, где много заданий на обведение и букв и слов и предложений. Сижу рядом и исправляю, если нарушает последовательность написания букв (овалы не в ту сторону, не снизу, а сверху или наоборот и т.п.). Помимо улучшения почерка надеюсь на то, что перестанет забывать буквы и запомнит случаи верхнего соединения.
2. Начали снова читать логопедический букварь. Прямо со слогов. По пять раз каждую страницу, с третьего раза заставляю читать четко и громко, отрабатываем дикцию. Помимо очевидной необходимости учится читать заново, я надеюсь, что чтение слов, поделённых на слоги поможет ему осознать этот принцип.
3. Работа по тетрадям для обучения грамоте. Там много заданий на составление схем к словам, на ударения и есть упражнения для профилактики дислексии.
4. Взяла тексты для контрольного списывания, для первого класса, 8-14 слов. Сначала он списывает текст, потом я его же диктую, тетрадки для каждой опции разные. При этой работе я прошу его после каждого написанного слова прикладывать к тетради пальчик и отмечать, где начнётся следующее. Расстояния получаются большие, как по другому бороться со слитным написанием я пока не разобралась. Во время диктанта я ему не помогаю, если ошибся, разбираем, он вносит исправления. И я диктую снова, подглядывать он может, но у него не особо получается. И так до варианта без ошибок. Учу разбираться в своих же записях.
5. По математике просто задания из дополнительной тетради-тренажёра, рассчитанной под наш учебник. Задания читает сам.
Это пока то, с чего я начала. Первозадачей, считаю вернуть ему веру в себя в чтении, как можно быстрее закончить начатый букварь. На втором месте борьба со слитным написанием слов. Недели через три-четыре, в зависимости от результата и новых трудностей, подход пересмотрю.
Благодарю за внимание! Если у вас есть положительный опыт преодоления таких проблем с радостью о нём узнаю, пишите! Если станет интересно по каким именно тетрадям занимаемся, спрашивайте, отвечу!