В очередной раз всех рад приветствовать в своей новой публикации! Хочется посвятить этот текст старинным кирпичным домам, построенным ещё в царское время. Фотографировал я их в различных вятских деревнях и сёлах. Какие деревни уже давным-давно покинуты, а в некоторых ещё есть жители. Какие-то постройки сейчас используют пасечники. А от каких остались всего лишь руины. Открыл в своём фотоархиве папку за 2015 год и выбрал несколько интересных снимков. Сделаны они были на смартфон и фотоаппарат-«мыльницу».
Начнём, пожалуй, с весенних зарисовок. Этот дом, который, судя по обугленным брёвнам сверху горел, стоит в деревне Шихали. Насколько помню, единственный каменный дом на всё достаточно немаленькое поселение. В середине 19 века тут стоял 21 двор, а численность населения составляла 156 жителей. На 1905 год население насчитывало уже 350 жителей.
У дома был цокольный этаж. Если на основном этаже размещались крупные комнаты, то внизу они были поменьше, о чём говорят кирпичные стены. Судя по оконным проёмам без арок, построен он был приблизительно в середине 19 века. А внутри, в развалинах печки найдена заначка пятикопеечных монет от Николая I до Александра II.
Следующая каменная постройка находится в деревне Сарда. Как мне рассказывал её бывший житель, в старое время в этих стенах размещалась чайная. Позже, ближе к нашим дням, если верить обломкам ульев, здание служило пасечнику. А во второй половине этого немалого строения организовано зернохранилище.
Сейчас же крыша почти сложилась, а рубероид оторвало ветром. По фото видно, как мародёры в поисках закладных монет ломали углы. Не приветствую я это дело. Поднять угол деревянного дома домкратом − ещё ничего. А вот мародёрить − это плохо.
На другом конце этой же деревни, ближе к месту распаханного постоялого двора, есть ещё один интересный и красивый дом. Покинут он был относительно недавно, поскольку сохранился вполне неплохо. На стенах ни трещинки. А вот крыша его уже устала.
Хозяйственные постройки рухнули, а кирпичные стены простоят ещё достаточно долго. Вот только когда не станет крыши, вода очень быстро размоет замешанный по старому рецепту раствор. Начнётся разрушение.
Перемещаемся в деревню Новотолмацкую. Тоже внушительное по размерам поселение, в котором пока ещё стоит много домов в разной степени разрушенности. Некоторые деревянные избы кто-то распиливает на дрова. Примерно по центру улица делится на две. И на конце одной из них стоит такой красивый остов жилья. В целости и сохранности белеют лепные наличники. А кирпичные узоры ещё сохранили краску. Вот только кладка уже рушится. Как раз от дождя, снега и морозов.
Лето, жара, починок Перевощинский. В покинутых деревнях в это время трава уже поднимается с человеческий рост, а то и выше. И порой разглядеть интересности становится трудным. Но тут всё же заметил одинокий дом в зарослях деревьев. Прошлой весной, пока растительность ещё не успела подняться, я снова побывал в этом починочке и разглядел постройку практически во всей красе. По наличию гнилых брёвен, похоже, дом был полукаменный − с кирпичным низом и рубленым вторым этажом. Много где ещё сохранились такие домики, выглядят и сейчас очень красиво! А внутри них уютно.
Следующий снимок сделан из деревни Просвирята в сторону соседней деревни Ташкем, большую часть которой распахали. Ещё до революции 1917 года основная часть жителей плотничали и ходили бурлаками. О былом напоминают всего лишь пара каменных развалин да старые тополя.
Недалеко от Ташкема стояли несколько деревень, именовавшиеся Сюксями. Этот снимок я сделал на территории одной из них − Верхней Сюкси. От улицы в 44 двора остались всего лишь развалины одного дома. А вокруг поле. Там, где жили люди, сейчас растут рожь с пшеницей.
И в заключение покажу церковь села Козьмодемьянского. Сфотографировал её уже в сумерках с одного из запущенных огородов верхней половины. По-моему, есть в этом кадре что-то таинственное, загадочное.
Если вам понравилась такая фотоподборка, то в будущем продолжу эту тематику и покажу вам ещё много разных снимков из разнообразных деревень вятского края. Пишите в комментариях.
А я, пожалуй, буду прощаться. Всем пока!