В медиа поле обсуждается несколько вопросов: кого будут брать на должность советников, как будет распределяться функционал между советником и заместителем по воспитательной работе, из чьего бюджета будет выплачиваться заработная плата советника.
Мнения профессионального сообщества о необходимости новой должности разделились. Национальный союз педагогов решил поделиться своим видением.
Во-первых, дополнительные единицы в штате – это дополнительные возможности развития и финансовые средства для школы. Дополнительное финансирование для школ несомненно является плюсом, а для сельских школ доплата советника тем более привлекательна. У современной школы появляются новые вызовы и задачи, и подобные изменения отражают то, что фокус внимания Минпросвещения расширяется, под новые задачи выделяются штатные единицы и финансы, а не ложатся на плечи существующих работников. Это позитивно.
Во-вторых, объем воспитательной работы на фоне поправок в 273-ФЗ, несомненно, будет расти, будут появляться новые направления, которые необходимо будет развивать имеющимся в школе специалистам по воспитанию. Заместитель по УВР ведет контроль за соблюдением дисциплины и внутреннего порядка на территории школы, организация учебно-воспитательного процесса, организация и контроль за профессиональной подготовкой учителей, взаимодействие с родителями и др. Советники по воспитательной работе, судя по заявлениям представителей Минпросвещения, займутся взаимодействием между школами и другими образовательными организациями и работой с детскими объединениями. То есть, видимо, будет усилена внешкольная работа и сетевое взаимодействие организаций. На это направление времени и сил у заместителей директора по УВР, вероятно, было недостаточно в том объеме, который планируется развивать.
Когда противники нововведения говорят, что заместители директора по УВР уже успешно выполняют воспитательную работу, они уверены, что у Министерства нет планов увеличить ее кратно в связи с поправками к 273-ФЗ?
В-третьих, пока нет ясности с распределением функций школьных специалистов. Воспитательную работу в школе курируют заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, психологи. Наверняка, советник по воспитательной работу будет административно подчиняться заместителю директора по УВР, то есть станет частью его команды, отвечающим за одно из направлений. В любом случае, в каждой школе сложилась собственная модель воспитательной работы, и распределение сфер ответственности между сотрудниками является задачей директора. Штатное расписание в школе формирует директор в соответствии с 273 ФЗ. В его ведении появляется новая штатная единица, и он ставит задачи новому сотруднику на основе стратегического видения стратегии воспитательной работы в данной конкретной школы, разработанной совместно с заместителем по УВР.
Если директор школы - профессионал, перераспределение функционала с учетом новой должности будет эффективным.
Уже известно, что советников по воспитательной работе будут набирать на конкурсной основе. Объявлен старт конкурса «Навигаторы детства», который позволит отобрать кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Таким образом будет сформирован некий кадровый резерв педагогов системы воспитания. Причем, принять участие в отборе смогут все, кто уже имеет педагогический опыт без ограничения по возрасту и стажу работы. Акцент делается на молодежи, из чего мы заключаем, что советник по воспитательной работе – не обязательно педагог со стажем или специалист с высшим педагогическим образованием вовсе, а значит дублировать функционал заместителя директора по УВР он вряд ли будет. Эта должность создается под иные задачи, которые, правда, Минпросвещения раскрывает не сразу.
В нашем понимании новая должность – усиление команды, занимающейся воспитательной работой в школе. При этом, стоит понимать, что воспитание всегда было неотъемлемой частью школы, и оно не регулируется добавлением или ликвидацией штатных единиц, - они лишь в помощь. Сам учитель своим поведением задает нормы поведения и нормы отношений между ребенком и взрослым, так было всегда. Кроме того, школа дает возможность детского самоуправления, эдакой первой пробы встроенности ребенка в институты гражданского общества, помогает формировать личностную позицию ученика, - все это тоже воспитательная работа. Школе нужна новая рамочная (это важно) программа воспитания, которая расширит горизонты воспитательной работы в образовании. Усиление команд, которые будут разрабатывать стратегию воспитательной работы в школе мы рассматриваем скорее позитивно, учитывая при этом возможные организационные риски.
Новая должность – задачка для директоров, прежде всего. Уверены, что эффективные управленцы смогут использовать новые возможности на пользу школе и своей команде.