Найти тему

Война изменила жизнь

В дни, когда отмечается освобождение Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками, я вспоминаю многих, с кем довелось мне быть знакомой и чья судьба связана тесно связана с этим городом-героем...

Таким человеком является и Александра Васильевна Глумова. Старожилы рабочего посёлка Марьяновка Омской области хорошо помнят учителя рисования и немецкого языка, создателя картинной галереи, известной в 60-70-е годы далеко за пределами этого района.

Когда в 1975 году я стала ответственным секретарём общества "Знание" Марьяновского района (эта просветительская организация существовала в СССР с 1947 года), мне представили Александру Васильевну как активного лектора. Познакомили нас в доме для престарелых, где она тогда проживала. Главным местом её обитания была созданная ей галерея репродукций картин известных художников, для которой было выделено небольшое помещение.

Эта удивительная, очень скромная женщина не очень любила о себе рассказывать, больше говорила о художниках и их картинах, о достопримечательностях Ленинграда и его славной истории.

О её неординарной судьбе я узнала намного позже... Родилась она в 1891 году. Уроженка Воронежа, в двенадцатилетнем возрасте гимназистка Александра по семейным обстоятельствам прибыла в Санкт-Петербург, где обучалась с 1903 по 1910 год в Мариинском институте благородных девиц (о чём свидетельствует архивная запись в ЦГИА СПБ: фонд 414, опись 1 "Личные дела воспитанниц").

Здание Мариинского института благородных девиц. Фото из открытых источников.
Здание Мариинского института благородных девиц. Фото из открытых источников.

Затем в 1911 году она прослушала курс словесного отделения дополнительного педагогического класса Петровской женской гимназии (это давало ей право быть домашней наставницей) и поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучилась три года.

Представляете, в каком окружении лна находилась и какое образование можно было получить в этой школе? Возглавлял её Николай Константинович Рерих - художник, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, Академик Императорской академии художеств. Преподавали - известные русские художники И. Я. Билибин, А. И. Вахрамеев, К. Х. Вроблевский, Д. Н. Кардовский.

Будучи способной ученицей, Александра поощрялась поездками в период летних каникул в Польшу, Германию, Францию и Швейцарию, где посещала художественные галереи и музеи. С юных лет впитывала она знания о живописи, разбиралась в различных направлениях, художественных школах. Она видела настоящие шедевры и решила посвятить дальнейшую жизнь служению искусству, его популяризации.

Шурочка Глумова - ученица рисовальной школы 1911-1913 гг. Фото сайта http://gazeta-avangard.ru/articles/media/2019/2/1/blokada-leningrada-skvoz-prizmu-zhizni/
Шурочка Глумова - ученица рисовальной школы 1911-1913 гг. Фото сайта http://gazeta-avangard.ru/articles/media/2019/2/1/blokada-leningrada-skvoz-prizmu-zhizni/

С 1914 года и до Великой Октябрьской социалистической революции она работала в Коломенской женской гимназии, а затем до 1930 года - в 193-й советской трудовой школе обучала детей 1-4 классов. Трудолюбивая, самоотверженная, Александра много сил и времени отдавала педагогическому труду, но после тяжёлой болезни в 1930 году получила инвалидность, несколько лет не могла заниматься любимым делом. Лишь в 1934 году врачи разрешили ей работать неполный рабочий день.

Перед войной в августе 1940 года Александра Васильевна поступила на работу домашней учительницей в семью врачей для обучения пятерых детей грамоте и немецкому языку. Возможно, именно поддержка этой семьи помогла ей восстановиться и в дальнейшем вынести все тяготы страшных блокадных дней: холод и голод, ежедневная скоропостижная смерть сотен ослабленных и изнурённых людей, ужасы бомбардировок и разрушений. Дом, где жила Глумова, находился как раз на Большом проспекте Петроградской стороны, где многие дома пострадали от бомбежек и артобстрелов. Следы тех страшных дней до сих пор сохранены на многих домах Санкт-Петербурга.

Фото Ленинграда во время блокады. Фото из открытых источников.
Фото Ленинграда во время блокады. Фото из открытых источников.

Больная и обессиленная Глумова попала в последний поток эвакуации осенью 1942 года. Чудом пережила долгий путь в эшелоне, но по прибытии в Омск была направлена далее, в Шербакульский район с двухдневным пайком, а поездка длилась больше недели. В омскую деревню она прибыла в дистрофическом состоянии - вынесли на носилках.

Как пишет омский историк, краевед Михаил Саньков: "Крестьянки отпоили ее молоком и, когда война закончилась, Глумова не захотела уехать из Сибири: «Здесь мне дали вторую жизнь, здесь я и останусь» (М. Саньков "Из истории культуры Марьяновского района", 2007 год).
Сама Александра Васильевна об этом периоде скупо написала в автобиографии: "...ввиду моей дистрофии и преклонного возраста я была эвакуирована в Омскую область».

Вот так коренным образом война изменила жизнь выпускницы института благородных девиц... Спасительная Сибирь стала для Глумовой второй родиной. Именно в этом краю она ощутила себя защищённой и решила все свои знания о мире живописи передавать юным сибирякам.

Александра Васильевна несколько лет работала в Шербакульском районе, затем в Марьяновской средней школе преподавала немецкий язык и рисование. Работая учителем, всегда популяризировала живопись: собирала картины, увлечённо рассказывала о творчестве художников, вела переписку с искусствоведами Омска, Москвы, других стран. Настоящий искусствовед и учитель от Бога, она не считалась со своим здоровьем, постоянно трудилась. Для неё очень важно было передать свои знания другим.

Александра Васильевна делилась опытом своей работы, выступая в Москве в Институте художественного воспитания в 1957 году с докладом «Мой опыт работы с репродукциями картин». В Омской областной библиотеке им. А.С. Пушкина хранится брошюра под таким названием.

На свою учительскую пенсию в 57 рублей она покупала литературу о художниках, репродукции картин. Когда у нее накопилось много материала, районные власти выделили помещение под экспозицию репродукций, собранных Глумовой. Посещали выставку школьники из Омска, Марьяновского и других районов области. Помнится, когда я ещё работала в Берёзовской средней школе, учителя практиковали поездки на экскурсию с детьми в картинную галерею (в тот период я ничего не знала об истории этой галерее, даже не подозревала о трудной судьбе Александры Васильевны).

Экспозиция репродукций картин известных художников. Фото из открытых источников.
Экспозиция репродукций картин известных художников. Фото из открытых источников.
Об этом интересно рассказала в газете "Молодой Сибиряк" 15 июня 1968 года омская журналистка Эмилия Михайловна Харланова. Удивившись паломничеству школьников из Омска в "картинную галерею" посёлка Марьяновка, она сама поехала к Глумовой. Вот кратко о её впечатлениях: журналистка оказалась в зале, образованном из 2-х просторных комнат, заставленном грубосколоченными скамейками. На стенах репродукции из журналов «Огонек», «Художник», наклеенные на листы бумаги, развешанные на тесёмках по периодам, школам или, как пошутила хозяйка, висели «по несколько художников на одном гвозде». На газетном снимке угадываются знакомые с детства: «Девочка с персиками», портрет Репина, «Ленин в кабинете»… А всего репродукций было около 6000 (из материалов М. Санькова).
Репродукции картин русских художников. Фото из открытых источников
Репродукции картин русских художников. Фото из открытых источников

В 70-е годы Александра Васильевна, по возрасту и состоянию здоровья оказалась в доме-интернате и получила комнату под репродукции, но полноправной хозяйкой галереи она уже себя не чувствовала. Зачастую сотрудники учреждения напоминали: «Не забывайте, Александра Васильевна, что вы теперь всего лишь одна из обитательниц дома престарелых».

Проводимые Глумовой на общественных началах экскурсии по галерее, руководители общества "Знание" старались оплатить как лекторскую работу. Получая довольно скромную плату за "лекции" по линии общества "Знание", она, как и прежде, покупала репродукции - пополняла коллекцию. Однако при встречах ощущалась её усталость, неудовлетворённость и грусть... Какая-то неуютность и неприкаянность... Очевидно, что она не получала от окружающих должного внимания и понимания. В 1978 году Александра Васильевна умерла...

Репродукции из её галереи оказались в одной из школ посёлка, там им не нашли применения и в конце концов сожгли. Конспекты Глумовой с описанием картин хранятся в Омском музее изобразительных искусств.

Александры Васильевны давно уже нет с нами, но хочется верить, что жизнь её не прошла бесследно, что встречи с нею остались в памяти людей, частицу своей любви к живописи она передала новому поколению.

В статье использованы фотографии из свободного доступа, материалы сайтов:

http://gazeta-avangard.ru/articles/media/2019/2/1/blokada-leningrada-skvoz-prizmu-zhizni/

https://docplayer.ru/26429202-Mihail-sankov-iz-istorii-kultury-maryanovskogo-rayona.html

P.S. Если вам интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.