В молдавском ритуале «вождения козы», как и в польских, белорусских, чешских и украинских аналогах, животное вначале пугает зрителей, затем умирает и воскресает. Параллельно с этим поются колядки по общему типу пожелания богатого урожая и процветания – «Где коза ходит, там жито родит» и т.п.
Непросто поверить, что в этой детской забаве сохранились черты древнейшего языческого культа плодородия, с его обязательно символикой захоронения и воскрешения «зерна», солнца, жизненной силы или божества, все это символизирующего.
Козел издавна считался символом мужской потенции, а иногда и похоти, в то время как коза персонифицировала плодородие и материнскую заботу. Именно на зимнюю пору приходится особый период любвеобильности коз, что и приметили крестьяне давным-давно. Возможно, поэтому козочки с древних времен находились в центре сезонной ритуальной жизни у народов Восточной Европы. Например, культ фракийского бога Сабазиса перекочевал из Фракии (к ней относилась и территория нынешней Молдавии) в Элладу, и там закрепился в почитании бога виноделия и плодородия Диониса.
Помните сатиров, которые участвовали в пирушках в честь Диониса-Вакха? У этих веселых мужичков недаром были козлиные ноги (см. пункт о плодовитости коз). Кроме того, во время праздника дионисий воспроизводился миф о Дионисе, где он обязательно умирал - в образе козла – и затем воскресал. Что-то напоминает, правда?
С появлением христианства в фольклоре укрепляется негативный имидж козы. В Средние века это смешное и мирное животное нередко ассоциируется с колдовством и нечистой силой. И зрачок у нее поперек глаза - подозрительно, и в Библии упоминается разделение праведных «агнцов» от недостойных «козлищ». «Вождение козы» стало использоваться как метафора победы света над тьмой. Смыслы традиции обогатились, но лично мы все еще удивляемся тому, насколько живучи обломки древних культов и религий… И Диониса уж давно нет, а коза все так же умирает и воскресает каждую зима.