В этой заметке покажем Вам интересное кладбище, которое расположено недалеко от Екатеринбурга. Перед тем, как попасть к некрополю, мы посмотрели на Калиновские поля и болота, заглянули на старинную электростанцию и посмотрели на заброшенный санаторий.
Теперь двигаемся по улицам поселка.
Кто-то обустроил большие детские площадки и декоративные колодцы.
А вот и оно - одно из интересных мест поселения.
Проходим дальше, вглубь леса. Здесь попадаются почти заросшие могилы. Взгляд цепляют самодельные кресты из трубочек.
В глубине леса спрятано от любопытных глаз Покровское кладбище, засвидетельствованное на картах с 1831 года, но действовавшее, возможно ещё много раньше, со времени Покровско-Никольской часовни и перенесения могилы Симеона Ключарева после 1754 года [1]. О некрополе С. Ключарева мы расскажем чуть позднее.
Ещё одним важным захоронением на кладбище была могила инока отца Тарасия [2]. Ежегодно в день памяти о нем 23 июня на кладбище служили молебны, совершали крёстные ходы от большой (Никольско-Покровской) к малой (Владимирской или Храмцовской) часовне.
Автор книги по деревянному зодчеству Урала Е. Бубнов описывал кладбище в 1980-е годы так:
«Рядом с голбцами стоят совсем старые темно-зеленоватые, мшистые большие кресты, тоже покрытые кровлей, длинные скаты которой накрывают весь крест, от чего силуэт креста напоминает темный силуэт монаха с надетым капюшоном.
Здесь же над многими могилами на земле стоят невысокие срубы из толстых и широких колотых и потом обтесанных тесин или брусьев. На тесинах сплошь вырезаны надгробные надписи. Таковы захоронения конца прошлого и начала настоящего столетия.
Под крышами, изнутри зашитых фронтонов находятся застекленные шкафчики-киоты с иконами» [3].
Сейчас на кладбище очень чисто и ухожено. А буквально несколько лет назад, по словам прапорщика Росгвардии, что живет неподалеку, на кладбище делали закладки наркоманы, сваливали мусор и ходили вандалы. По общественной инициативе этому беспределу был положен конец - весь мусор вынесли, закладки ликвидировали.
Продолжение следует...
Ссылки:
1) Белобородов С.А. Шарташ - старообрядческий рай (из истории "Шарташской веры" на Урале в XVIII - первой половине ХХ века) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI-XX вв. Новосибирск: СО РАН, 2005. С. 343-352.
2) Боровик Ю. В. Метрические книги старообрядцев-часовенных уральского города: характеристика источника // Документ. Архив. История. Современность : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 221-228.
3) Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е. Н. Бубнов. — Москва : Стройиздат, 1988.