Найти тему
Закрытая книга

Если бы я оказался в девяностых, то стал инвестировать в книги. Рассказываю, почему

Оглавление

Как бы смешно это ни звучало, но в условиях девяностых книжный бизнес был самым недооценённым.
В чём это выражалось, и почему на каждый вложенный туда доллар (если кто помнит — рублями тогда только зряплату выдавали, и то с задержкой) можно было получить за год все десять, а то и двадцать — предлагаю разобраться.

Хотя девяностые уже давно прошли, но я думаю, что это поможет вам найти, как бы это сказать, незанятые ниши?
Ведь en masse мы — как те рэкетиры ниже по тексту, можем не видеть потенциальных миллионов прямо под носом.
Прочитайте, пожалуйста, до конца, а после задумайтесь над этим.

Кому нужны книги, когда мир летит в тартарары?

Страна рассыпалась на куски, кашляя кровью, а мы смеялись и просили ещё
Страна рассыпалась на куски, кашляя кровью, а мы смеялись и просили ещё

Когда Советского Союза уже не стало, а России — нет до сих пор...
Практически никто из «власть имущих» не заметил, что вместе с этим рухнул и Железный Занавес, а люди — готовы отдать последние трусы за новую порцию
контента.

Так «взорвались» три отрасли: кино/музыка (на кассетах), игры (сначала на приставках, а потом и компьютерные) и, да, книги.
Вот только вот если два первых «направления» быстро заметили и перенаправили под «крышу»
кого надо, то книги всё время воспринимали как «бедных родственников», даже рэкетиры обходили стороной и «развалы», и типографии.

Ну книги и книги, они ещё при Союзе были. С них и взять-то нечего.

Между тем, книги пользовались не меньшим спросом

Сколько ни напечатай — всё шло в дело. А признанные хиты вроде «Властелина колец» во вменяемом переводе — и вовсе нередко шли за рубеж, в бывшие советские страны и к эмигрантам, давая прямой инвалютный доход.
Сколько ни напечатай — всё шло в дело. А признанные хиты вроде «Властелина колец» во вменяемом переводе — и вовсе нередко шли за рубеж, в бывшие советские страны и к эмигрантам, давая прямой инвалютный доход.

Я об этом уже говорил в статье о том, какие книги покупали в девяностых, поэтому позволю себе цитату прямо оттуда, дабы не повторять всё то же самое другими словами:

Читали всё. На рынок хлынул «дефицит» былых времён и даже то, о чём даже в годы «Катастройки» и мечтать не могли, вроде потока зарубежных фантастики и фэнтези. Плохих книг среди них не было — они просто не добирались до переводчика.
Более того, это был тот редкий случай, когда совпадали желания и возможности и продавца, и клиента.
Да, в условиях коллапсирующей страны, полугодовых задержек зарплаты, галопирующей гиперинфляции и «выдач продукцией» найти деньги на книги было непросто, но... Всё дело в том, что книги продавали за рубли. Не за «у.е.» и не за купоны. Их печатали у нас.
А это значило, что, несмотря ни на что, у «дорвавшегося» человека из «самой читающей в мире» б͇ы͇л͇а͇ ͇п͇р͇и͇н͇ц͇и͇п͇и͇а͇л͇ь͇н͇а͇я͇ ͇в͇о͇з͇м͇о͇ж͇н͇о͇с͇т͇ь их покупать. Одну, две, три, лишь бы зарплату вообще в принципе выдали, а там хоть по бартеру, рынок же: даже так это было куда проще, чем обирать сорок кило макулатуры, менять на талоны и стоять в очереди за одной-единственной книгой.

Да и прибыльность, прямо скажем, была в позитиве

Тогда ещё не было всяких там KPI и прочих буржуазных инноваций. Прибыль есть? Хорошо. Прибыль больше, чем в прошлом месяце? Ещё лучше, верно курс держим!
Тогда ещё не было всяких там KPI и прочих буржуазных инноваций. Прибыль есть? Хорошо. Прибыль больше, чем в прошлом месяце? Ещё лучше, верно курс держим!

Даже в первой половине девяностых, когда галопировала гиперинфляция — книги раскупались буквально за неделю после тиража (опять-таки, читаем статью), а главное — всё, что было необходимо для этого самого тиража (краска, бумаги, клей и далее по списку) можно было купить у ещё не умерших предприятий нашей необъятной также за рубли.

В результате — получалась схема, благодаря которой прибыли существенно обгоняли темпы инфляции, позволяя вовремя(!) платить зряплату рабочим (--- к воровству, ++ к мотивации), и при этом ещё менять остатки на доллары с р̶е̶й̶х̶сдойчмарками, позволяя новоявленным инвесторам жить на широкую ногу, а самой типографии — закупить, скажем, хорошие (по постсоветским меркам) компьютеры для скоростной вёрстки тиража.

Гиперконкуренция жить не мешала

Обратите внимание: счёт издательствам и типографиям даже в нашей Тьмутаракани шёл на десятки.
Осколки молоха Главлита, Политиздата, Детиздата и много чего ещё продолжили своё приватизированное плаванье из гавани Коллапса
Обратите внимание: счёт издательствам и типографиям даже в нашей Тьмутаракани шёл на десятки. Осколки молоха Главлита, Политиздата, Детиздата и много чего ещё продолжили своё приватизированное плаванье из гавани Коллапса

Более того, такое впечатление, что читатели были готовы скупать всё и в любых количествах, лишь бы это не выпустил кто-то до тебя. С середины же девяностых — появился интерес ещё и к современным российским авторам, что ещё раз подстёгивало рост.

Да, вечно такая ситуация длиться не могла, после кризиса 98-го закономерно наступил «ветер перемен»... И схлынул, забрав с собой только совсем уж бездарных. Выжили все.

Забавная и аномальная ситуация, когда тысячи микроиздательств и десятки «гигантов» спокойно сосуществовали, никто не разорялся, и даже периодически открывались новые издательства с типографиями продлилась аж до 2008 года

Но об этом я куда подробнее рассказывал в ещё одной статье о том, как «Альфа-книга» дважды спасла СНГ от «Великого краха литературной индустрии», так что подробнее этот аспект освещать не буду, скажу лишь то, что это делает абсолютно неважным то, в какое издательство или типографию стоило бы вкладывать деньги — аномалия как она есть.

Нет «нештатных расходов» на «крышу» и подобные сопутствующие неизбежности

Риск контакта с подобными «хлопчиками» как-то не прельщал от слова «вообще», а значит — ещё одна гирька на чашу весов.
Риск контакта с подобными «хлопчиками» как-то не прельщал от слова «вообще», а значит — ещё одна гирька на чашу весов.

И снова-таки разного рода бандиты с милицией да «малиновыми пиджаками» были свято уверены, что там денег нет, а есть они у заводских, «челночников», «ларёчников» и на рынках.
С учётом их культурного уровня — неудивительно, но главное тут то, что это — сразу плюс четверть к прибыли (ибо стандартной «таксой» была именно что четверть).

«Для безопасности» денег уходило существенно меньше, достаточно нанять «гоп-ЧОП» для отгона таких же залётных гопников (так как «серьёзных людей», повторюсь, книги интересовали мало ввиду дефицита мозга: у них все мысли были в ваучерах и аукционах по ограблению страны).

По итогу

— Петро! Заводи мясорубку!
— Эй, ты же помнишь! БВК капец, швырнёт куда попало!
— В Россию попасть должны! Вбивай тогда 92-й, дату неважно, ставь точкой Кремль — один чёрт не попадём. Тогда как раз НИИЧаВО разворовывали, можно будет там блочок прихватить, и не только его. А как -аработать — у меня есть План, ты только золота возьми малька. Поехали!
— Петро! Заводи мясорубку! — Эй, ты же помнишь! БВК капец, швырнёт куда попало! — В Россию попасть должны! Вбивай тогда 92-й, дату неважно, ставь точкой Кремль — один чёрт не попадём. Тогда как раз НИИЧаВО разворовывали, можно будет там блочок прихватить, и не только его. А как -аработать — у меня есть План, ты только золота возьми малька. Поехали!

А по итогу — имеем самый что ни на есть вопиющий пример недооценённого рынка, когда те, кто понимал, что там творится — могли «рубить» миллионы, а все остальные — пребывали в счастливом неведении.

Я, например, лично знал одного совладельца издательства в конце нулевых: вроде типичный буржуй, но с тенью интеллигентности на лице. Кризис 2008-го, впрочем, его не пощадил, а затем всё состояние было успешно «слито» в нескольких аферах подряд.
Но это лишь подчёркивает факт того, насколько прибыльной и нетребовательной к интеллекту управленца была книжная индустрия того времени.

И этот пример, кстати, не единичен. На онлайн-рынке книг, скажем, неплохо так порезвился некто Сергей Шапин, углядев там абсолютно незанятую нишу, о чём была статья. Да много где, в общем, есть такие «незанятые да недооценённые», надо лишь искать.
Кризис закончится, будут деньги и, вероятно, я всё же рискну — или вложу куда-то, или даже начну свой бизнес. Кот его знает.

Если вам есть, что добавить на тему — жду комментариев, «зацепило» и хотите распространить — лайк+репост. Читаю всех, на самое «зацепившее» — отвечаю.

В случае же, если уж вам совсем понравилось — поддержите меня копейкой на книги (можно, кстати, предложить книгу в комментарии, и тогда я, как минимум, посмотрю первые несколько глав).
Я категорически обещаю, что ни на что другое эти деньги не пойдут. Даже в нынешней ситуации.