На этот раз, речь пойдет не о Саратове, хотя вполне возможно, что такое нововведение советских времен, со временем, могло быть и в нашем городе.
А вы знаете, друзья, что по Московским дорогам, в 30-е годы прошлого столетия, рассекали двухэтажные троллейбусы?
И они ездили достаточно длительное время. Годы их жизни датируются с 1937 по 1953 года. Почти целая жизнь, по человеческим меркам.
Ездили они в Москве. А вот почему они появились? Кстати, и такой же вопрос, к причинам их ухода с мостовых самого главного города России. Первый двух этажный вид такого транспорта, появился на Московских городских дорогах, в 1937 году. Приехал он к нам из Англии в 1937 году.
И считался, как первый прототип-образец, нового подвида транспорта у нас в стране. Первый образец из Европы, разобрали по винтикам, и на основании изученных деталей, изобрели......конечно же, свой Российский. Изобретали Российский монстр, на Ярославском автомобильном заводе. Троллейбус, получил и название по имени «отца-завода», на котором он и производился. ЯТБ-3. Ключевое слово Ярославский. Такой двухэтажный электрический автотранспорт выпускался в 1938 и 1939 году.
Было выпущено 10 штук таких экземпляров. Троллейбус развивал максимальную скорость 55 км/час и имел на обоих этажах, 32 плюс 40 мест для сидений. Кстати, точную копию «англичанина» , сделать не получилось, наш «чугунный» аппарат, весил на полторы тонны больше, чем его английский старший собрат. Но это была и не проблема вообще. Первый вопрос перед Советскими инженерами встал, о высоте электро сети. Дело в том, что одноэтажные троллейбусы уже как несколько лет эксплуатировались в Москве. А тут двух этажный собрат. Пришлось, поднимать высоту электро контактной сети. А как могло быть иначе. Подняли в итоге эту самую высоту, на метр. Дальше, возникли и другие вопросы. Которые требовали разрешений. Автобус высокий же. И если Перегрузить второй этаж, возникал риск его перевертывания. Всему виной оказался центр тяжести. Поэтому, было решено, очень внимательно следить за количеством пассажиров, которые находились на верху, с целью не допущения так сказать перекоса.
Случаев перевертывания вагонов за все время эксплуатации в Москве не было замечено не разу. Так как, заинструктированный дополнительный кондуктор, следил за наличием свободных мест на 2 этаже. Так и решили проблему с безопасностью. Два кондуктора, на один двух этажный вагон. И людей, второй кондуктор, категорически не пропускал к себе на этаж, если на его этаже свободных мест "сидячих" мест не оказывалось. Сами служители троллейбусного парка, были мягко сказать не восторге от нововведений на их линях. Но указание партии в выполняли беспрекословно. Дескать, надо, так надо. А куда деваться то. Кстати, курировал этот проект, Н.С. Хрущев, в то время не самая первая величина в партии, но и далеко не последняя. С 1935 по 1938 года первый секретарь Московского обл. комитета партии.
Он же и предложил привезти и внедрить это заморское чудо в нашей стране. Москва в те времена активно строилась, пассажиропоток увеличивался, а транспорт не мог угнаться за развитием города и обеспечить растущую потребность наших граждан в перемещениях по столице. Автобусы, были маловместительные, трамваи требовали много затрат для строительства путей для них. А вот расширить троллейбусный парк, даже таким методом, считалось наименее затратным, да и удобным способом. Да и Москвичам, поначалу идея двухэтажного тролейбуса понравилась. Хотя, время в дальнейшем показало, что трамвай, все таки эффективнее. Да и эксплуатационные расходы на одноэтажные троллейбусы были меньше. Так, что в итоге решили остановится на одноэтажном троллейбусе.
И тихо тихо, двух этажная машина, ушла с Советских улиц. Жаль, только , что не осталось не одного экземпляра такого чуда, что бы полюбоваться в наши дни. Только старые советские фильмы, где в некоторых кинофильмах можно посмотреть в фильмах оригинальные версии двух этажного троллейбуса. Если вы пересмотрите фильмы "Подкидыш", фильм "Весна" в этих фильмах есть кадры, где мелькают диковинный вид транспорта того времени.