Впервые актёра Алексея Панина я увидел в прекрасном фильме «ДМБ». Помните эту ленту? Да точно помните. На мой взгляд, один из лучших наших фильмов начала нулевых годов. Можно даже сказать знаковый. Впервые армия была показана, без какого-то надрыва или пропаганды. Её наконец-то показали с юмором как, в общем-то, и надо показывать. Ведь это совсем не страшное место. Это просто такой вариант бытия, который не всем по душе. Но оттуда можно извлечь массу полезных навыков. К примеру, стрессоустойчивость.
Возможно «ДМБ» мне понравился ещё и потому что в то время прямо скажем не так-то уж и много вообще у нас снимали. А может быть, он просто попал в нужное настроение. Во всяком случае, в том числе и благодаря этому фильму я вообще обратил внимание на русский кинематограф. В тех кругах, где я вращался в конце 90-х и начале 00-х, как-то было не принято смотреть отечественных режиссеров. Разве что хвалили Тарковского. Ну, или в исключительных случаях снисходительно рекомендовали к просмотру фильмы вроде «Иди и смотри» или «Господин оформитель». Сразу скажу, мне ни один, ни второй не нравятся. Это не мой жанр. Я человек более приземленный. Однако не будем отвлекаться.
Далее Панин мелькнул в таких фильмах как «Звезда» и «В августе 44-го. Это если вести речь о кинофильмах, где он мне запомнился. Так-то были и «Даже и не думай», и «Даун Хаус», и какие-то роли в сериалах. Вот, например я точно смотрел «Граница. Таёжный роман», но Панина там не помню. А вообще перечисляя всё это сам себе удивляюсь. Откуда бралось столько времени? Ведь минимум один фильм я смотрел в день, параллельно читал книги и слушал музыку. И всё это делалось без интернета. То есть что бы посмотреть какое-то кино, мне надо было куда-то поехать, взять диск или видеокассету. С кем-то пообщаться, где-то встретиться. Всё это занимало время. Такое ощущение, что в юности у нас было не 24 часа в сутках, а куда больше.
Самая же яркая роль с моей точки зрения у Панина случилась в фильме «Жмурки». Я в принципе люблю Балабанова и смотрел у него все фильмы. Но этот я бы выделил особо. Всё-таки это комедия. Жанр, в котором не так-то много и работал режиссер. Да, там много чёрного юмора, но и снимался фильм не для рафинированных людей. Плюс он показывает там конкретное такое лихое время.
Если же посмотреть послужной список актера, то можно увидеть насколько он был востребован в нулевые годы. Там десятки фильмов и сериалов где он мелькал. Где-то в эпизодах, где-то с полноценными ролями. Мелькал Панин и на съемочных площадках клипов. Он снимался для Касты и Жасмин. Работал в театре.
И глядя на эту портянку кинолент и других его работ у меня возникает ощущение, что актёр либо выгорел, либо потерял полностью связь с реальностью. При этом одно другого не исключает.
Ведь начиная уже с 10-х годов, сниматься Панин стал намного меньше, а с 2013 года мелькнул всего в двух фильмах. При этом с 2016 года он вообще не появляется нигде кроме как в СМИ. И, к сожалению, актер, который ещё вчера подавал большие надежды, теперь мелькает исключительно в связи с какими-то скандалами.
То он устраивает дебош в ресторане, то затевает драку. Он попадает в ДТП и оскорбляет как других водителей, так и полицейских. Он громит гостиничные номера и разгуливает в женском белье. И всё это длится на протяжении нескольких лет. Такое ощущение, что актёр решил сделать из своей жизни какой-то театр. Делает он это всё регулярно в состоянии алкогольного опьянения не щадя ни себя ни окружающих его людей.
Собственно это жанр не нов. Достаточно знать немного биографии Высоцкого или Есенина. Да, последний поэт России тоже разгуливал по деревне в женских одеяниях. Вот только между ними и актёром есть колоссальная разница.
Актёр это просто говорящая голова. Он не создаёт никакой продукт для масс. Он не ищет сюжет, не мучается над словами и не проводит бессонные ночи над листками с творчеством. Всё делается за него. Оператор снимет, сценарист напишет слова, костюмер оденет, а режиссер всё это дело объединит в общую картину. И на примере Панина видно как много мы стали думать об актёрах. Как стали их превозносить.
Самое же печальное, что ведь в первую очередь это идёт именно им во вред. От всей этой популярности у некоторых начинается головокружение и потеря связи с реальной жизнью. И что в итоге? А ничего хорошего. Вчера человек играл роли в знаковых фильмах, а теперь мелькает только в связи со скандалами. Кто-то, наверное, скажет, что надо пожалеть артиста, но я в этом плане человек беспощадный. Ведь Панина никто не заставляет себя так вести. Он не заложник обстоятельств и у него были все данные, что бы войти в вечность не шутом, а хорошим актёром. Ведь он же действительно неплохо играл. И мог развить свой талант в нечто большее, но, увы. Свою жизнь он начал строить в другом направлении. И как бы грустно от этого не было, но жалеть таких людей, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя. Ведь даже сейчас ничто не мешает ему взять себя в руки и начать лечиться. Болезни надо признавать, а не закрывать на них глаза и нельзя делать вид, что всё в порядке. Очевидно же, что не в порядке. И уже давно.
У меня же на этом всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.