Беспрецедентные программы поддержки и удешевление технологий вызвали настоящий бум на рынке возобновляемой энергетики. Себестоимость «чистой» энергии падает, спрос растет, и уже более 60% всех строящихся энергомощностей приходится на «зелёный» сектор. Но смогут ли возобновляемые источники заменить ископаемое топливо полностью?
В 2020-м году глобальные инвестиции в возобновляемую энергетику (за исключением крупных гидроэлектростанций) составили 303,5 млрд долларов США. Это на 2% больше по сравнению с предыдущим годом, несмотря на пандемию COVID-19 и связанный с ней экономический спад. Акции предприятий, производящих «чистую» энергию, за год подскочили в среднем на 142%, в то время как нефтяная отрасль заметно просела. На графике ниже видно, как менялись в 2020-м году взвешенные по цене индексы компаний, работающих в обоих секторах.
Потепление инвестиционного климата в секторе «чистой» энергетики, очевидно, связано с проблемой глобального потепления и решением многих стран перейти на безуглеродную экономику к 2050-му году. Свои программы масштабной энергетической модернизации уже представили Япония, Южная Корея, Китай, Саудовская Аравия и страны Евросоюза. Их новая стратегия направлена на выполнение Парижского соглашения по климату, принятого в 2015-м году, задача которого — сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С до конца этого века. На днях к этому пакту вновь присоединились США. В 2017-м президент Трамп демонстративно вышел из соглашения, а новый глава Белого дома Джо Байден одним из своих первых указов вернулся в него, взяв курс на продвижение альтернативной энергетики.
Но, пожалуй, главная причина стремительного развития «чистой» энергетики — это удешевление технологий. Например, стоимость модуля солнечной батареи за последние 10 лет упала почти на 90%, что сделало солнечные электростанции даже более рентабельными, чем нефтяные и угольные. Согласно отчету Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), себестоимость энергии на большинстве (56%) «зелёных» электростанций, запущенных в 2019-м году, оказалась ниже, чем в «топливном сегменте».
Показательны и результаты недавних аукционов по предстоящим закупкам. Цены на энергию от новых солнечных электростанций, которые будут запущены в 2021-м году, составят в среднем 0,039$ США/кВт.ч. Это на 42% меньше по сравнению с 2019-м годом и на 20% дешевле, чем у угольных электростанций.
Стоит отметить, что «зелёная» энергия подешевела еще и благодаря производителям мобильных телефонов, ноутбуков и автомобилей. В борьбе за покупателя они создают все более совершенные аккумуляторные технологии, которые помогают решать главную проблему возобновляемой энергетики — хранение энергии.
Эффективность «чистой» энергетики доказывает богатый европейский опыт. К примеру, в Швеции 55% всей энергии производится благодаря солнцу, ветру и отходам, в Финляндии — 41%, в Дании — 36%. В Германии в прошлом году этот показатель впервые превысил 50%. И по прогнозам, к 2036 году половина мирового энергоснабжения будет обеспечиваться за счет возобновляемых источников.
В России альтернативная энергетика пока развита слабо — доля ВИЭ среди всех энергоресурсов составляет около 2%. К 2024-му году она должна вырасти до 4-5%. Планируется модернизация и расширение действующих солнечных электростанций, строительство новых, создание геотермальных систем на Камчатке, запуск новых ветряных установок на Кавказе, Алтае, в Калмыкии и Бурятии, а также в Ставрополье, Краснодарском крае и Крыму.
Свой вклад внесут и новые заводы по выработке энергии из отходов. Первые пять современных предприятий, которые строит «РТ-Инвест» по японско-швейцарской технологии Hitachi Zosen Inovа, будут запущены к 2023-му году — четыре в Подмосковье и один в Татарстане. Их совокупная мощность составит 3,35 млн тонн отходов в год, что позволит генерировать около 355 МВт электроэнергии.
В будущем «РТ-Инвест» построит на территории России еще 25 таких предприятий. Цель проекта — внедрить по всей стране эффективный и экологически безопасный метод утилизации отходов и обеспечить жилой сектор «чистой» энергией.
Но сможет ли человечество когда-нибудь отказаться от ископаемого топлива полностью? «Простой ответ — да!», — говорит Томас Кабергер, профессор шведского Университета Чалмерса, эксперт по экономике и управлению технологиями. Свой оптимизм он объясняет тем, что уже сейчас ВИЭ начали побеждать в конкурентной борьбе с ископаемым топливом, при этом технический прогресс не стоит на месте. С ученым согласен и доцент кафедры экономики энергетики Йельского университета Кен Гиллингем. А чтобы ускорить переходный период, по его мнению, нужны еще и политические решения: введение обязательных налогов на выбросы углерода и государственное субсидирование систем хранения энергии, а не ее производства.