Одними из самых популярных на селе, уже долгое время , остаются трактора Т-16 и Т-25. Совершенно новых тракторов этого класса, вряд ли увидишь, а вот старых советских годов выпуска много и можно сказать , что половина из них ездит на «неродных» колесах. Понятно, что установка колес от старых комбайнов, от автомобилей «Урал» и разной списанной спецтехники, происходит не из желания улучшить технические характеристики трактора, а просто из желания с экономить и не покупать дорогие шины.
Вот и ставят то, что можно найти почти даром. Даже инспекторы гостехнадзора не придираются на техосмотрах к тракторам с неродными колесами, прекрасно понимая владельцев тракторов ,и выдают разрешение на эксплуатацию. Может быть с точки зрения экономичности и как временная мера, чтобы сохранить трактор на ходу, такая переделка оправдана.
Но, если трактор постоянно используется для различных работ, то эта экономичность может выйти боком. Во первых, трактора Т-16, Т-25 сами по себе очень тряские на ходу, а с другими шинами эта тряскость только увеличивается, не помогает даже уменьшение давления в шинах. Как правило, неродные колеса гораздо тяжелее предусмотренных конструкцией, а значит, увеличивается расход топлива.
Казалось бы, более широкие колеса только увеличат проходимость, но по факту получается все наоборот. Если раньше для трактора речной брод с топкими берегами не был помехой, то на широких колесах преодолеть его бывает проблематично, проверено неоднократно.
Но, главная беда от таких колес – повышенный износ трансмиссии. Шестерни в коробке передач на тракторах Т-16 и так как мотоциклетные, площадь соприкосновения зубчатых поверхностей небольшая и малейшие утяжеления ходовой, сказывается на долговечности деталей.
Если интенсивно эксплуатировать трактор на таких колесах, да еще с груженым прицепом или с навесными орудиями, то скорости начнут выпадать и даже замена изношенных шестерен не даст долговременного результата. Кроме того, повышенная тряска при движении ощутимо сказывается на подшипниках в бортовых редукторах, которые могут буквально разрушиться в самый неподходящий момент.
Все это не простые домыслы, а проверено неоднократно на собственном опыте и опыте сельских односельчан, которые имеют Т-16 или Т-25. Конечно, если использовать трактор с нестандартными колесами время от времени и без нагрузки, то проблемы с трансмиссией возникнут не скоро, но при интенсивной работе трактора, замена колес может быть только как временная мера.
Подумайте, стоит ли тратиться на покупку деталей трансмиссии и лишнего топлива при потере проходимости или купить стандартные колеса, которые помогут использовать трактор без лишних проблем долгие годы.