Найти тему

Основы рисунка: как правильно штриховать?

Оглавление

Самый популярный вопрос среди начинающих художников. Рассказываю о штриховке просто и поэтапно.

Штриховка используется для того, чтобы создать иллюзию объемного пространства на плоском листе бумаги. Объем предметов, который мы оцениваем своим зрением, основывается на присутствии света и его отсутствии. Важно знать и понимать что такое свет, тень, полутон, рефлекс, блик. С этого и начнем.

Цилиндр и его разбор на составляющие: блик, свет, полутон, тень, рефлекс.
Цилиндр и его разбор на составляющие: блик, свет, полутон, тень, рефлекс.

Рассмотрим цилиндр. Его форма лучше всего показывает свето-теневые отношения:
Блик - чем ровнее поверхность, чем ярче блик: металл, стекло. У рыхлых, текстурных поверхностей блика практически нет.
Свет - максимально освещенная светом поверхность предмета.
Полутон - плоскость предмета наполовину освещенная, наполовину затемненная.
Тень - не освещенная часть предмета.
Рефлекс - отражение света от ближайших предметов.
Падающая тень - тень от предмета.

Все. В этом и состоит вся теория светотени. Остальное за практикой.

Что такое "академический рисунок"?

Постановка из трех простых геометрических фигур: куб, конус и шар. Нарисован на формате А4.
Постановка из трех простых геометрических фигур: куб, конус и шар. Нарисован на формате А4.

Предлагаю набраться терпения и прочитать это определение академического рисунка из всесильной Википедии:

Академи́ческий рисунок — рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием методически-обоснованных способов и технических приемов изображения объёмных форм на плоскости на основе сознательного отношения к структуре изобразительного процесса, понимания конструктивных особенностей объекта. Академический рисунок ведётся поэтапно, согласно основным методическим принципам: расчленения и последовательного решения отдельных изобразительных задач: конструктивного анализа объекта, моделировки тональных, свето-теневых, пространственных отношений. Конечная цель — достижение целостности изобразительной формы.

Этой формулировкой можно бить врагов наотмашь, честное слово. Но все не так страшно. Академический рисунок - это основа рисунка, база, фундамент, который состоит из теории и практики таких понятий как построение перспективы (на тему построения перспективы у меня есть отдельная объемная публикация, ссылка будет в конце статьи), передача объемного пространства и техники штриховки. Изучение начинают с самых простых предметов: куб, шар, цилиндр, конус. Постепенно постановки усложняются до натюрмортов из нескольких предметов и только потом гипсовые головы, части тела, гипсовая лепнина, колонны и т.д.

В академическом рисунке нет таких критериев оценки как "красиво", "креативно" и "я художник, я так вижу". Есть только ПРАВИЛЬНО и НЕ ПРАВИЛЬНО.

Поэтому существуют конкретные требования к материалам, бумаге, месту рисования и правильной технике рисования штриха. Карандаши должны быть остро заточенными, бумага плотная (ватман), вид на постановку (натюрморт) должен быть на одном уровне глаз с мольбертом. Мольберт это не прихоть: рисунок перед нами должен быть без перспективных искажений. Для качественной штриховки нужно привыкать определенным образом держать руку, практически не касаясь ею листа, иначе часть рисунка, оказавшаяся под рукой будет размазана.

Все это практические знания, которые получить в онлайн обучении или самостоятельно достаточно сложно и долго. Если у вас цель получить художественное образование - необходима очная работа с преподавателем (курсы, школы). Если рисование ваше хобби - читайте полезные статьи, рисуйте, повторяйте, делайте работу над ошибками, наблюдайте и анализируйте.

Что нужно для штриховки?

Материалы для штриховки. Обратите внимание на длину затачивания карандаша - 3см и 1 см грифеля. Линейку для рисования штриховки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ.
Материалы для штриховки. Обратите внимание на длину затачивания карандаша - 3см и 1 см грифеля. Линейку для рисования штриховки НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ.

Для самостоятельного обучения правильному штрихованию существует несколько правил:

ПЕРВОЕ. Ладонь руки не должна касаться рисунка. Вообще. Иначе беда. Отставить кокетливо мизинчик можно лишь в том случае, когда у вас большой формат работы на мольберте. При штриховке должны двигаться лишь те пальцы, которые принимают в ней непосредственное участие. Да. будет неудобно. Да, рука будет "отсыхать". Нужно время и рисовальные тренировки, чтобы укрепить мышцы руки.

ВТОРОЕ. Если рисуете на столе. Держать руку над столом и пытаться делать ровную штриховку - пытка 80го уровня. Не усложняйте себе жизнь и подкладывайте под ладонь чистый листок бумаги. Придерживайте его другой рукой, чтобы он тудыть-сюдыть не катался и не размазывал под собой рисунок.

ТРЕТЬЕ. Карандаш для штриховки должен быть похож на опасное оружие. Никаких точилок. Только острый канцелярский нож. Затачивать карандаши - целое искусство. Сниму для этого отдельное видео. Зачем так издеваться над карандашом? Чем тоньше острие грифеля, тем большее количество штрихов вы сможете сделать. Линия штриха должна быть тонкой. Всегда. Везде. Даже в самых темных тенях. Для рисования я готовлю около 10 карандашей и не так часто отвлекаюсь на их затачивание. Дорогие карандаши покупать не надо. Линейку в рисовании НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ: на фото она присутствует для того, чтобы показать оптимальную высоту затачивания карандаша - 3 см (1 см грифеля).

ЧЕТВЕРТОЕ. Ластик тоже подобен карандашу. Если накосячили, то стереть это поможет острая грань жесткого ластика. Его также подрезают ножом. Лучше всего подойдет ластик "со слоном", самый простой и небольшой. Для этого достаточно разрезать его по диагонали.

Градация карандашей различной жесткости и мягкости. (Н) - жесткий, (В) - мягкий. Справа по каждой штриховке можете увидеть след от проведенного по ней пальца. Жесткие карандаши практически не размазываются, в отличие от мягких.
Градация карандашей различной жесткости и мягкости. (Н) - жесткий, (В) - мягкий. Справа по каждой штриховке можете увидеть след от проведенного по ней пальца. Жесткие карандаши практически не размазываются, в отличие от мягких.

КАРАНДАШ. Слишком жесткий карандаш может поцарапать бумагу. Слишком мягкий - сделает на рисунке грязь. Начинайте с НВ. Когда освоите технику штриховки сможете использовать 2Н, Н, НВ, В, 2В

БУМАГА. Берите обыкновенную чертежную бумагу. Она плотная и в состоянии выдерживать многократное применение ластика.

Разновидности штриховки

Всю работу с карандашом делят на два основных принципа: штриховка (то, что рисуется отдельными штрихами) и растушевка (то, что размазывается).

-5

Существует основная штриховка: горизонтальная, вертикальная и диагональная.
Дополнительная штриховка: комбинации основной штриховки. Сюда же относится штриховка полукругом. Она используется при рисовании округлых предметов.

Примеры основной и дополнительной штриховки
Примеры основной и дополнительной штриховки

Расстояние между штрихами и нажим должны быть одинаковыми. Суть штриховки в том, чтобы показать градацию оттенков карандаша от светлого до темного. И делается это не только нажимом, а дополнительными штриховками, слой за слоем.

Направление штриховки и нажим. Расчертите себе такие квадратики 3х3 см и потренируйтесь.
Направление штриховки и нажим. Расчертите себе такие квадратики 3х3 см и потренируйтесь.

Самую светлую штриховку (например на участке света или полутона) можно нарисовать едва касаясь карандашом поверхности бумаги. В таких случаях еще используют карандаши большей жесткости. Применять сильный нажим не стоит. Просто сломаете карандаш. В завершающей стадии работы, когда нужно еще темнее и контрастнее сделать тени, используют мягкие карандаши. Но только в самом конце, чтобы не размазать этот штрих по всему рисунку.

Штриховка карандашом НВ.
Штриховка карандашом НВ.
Тональная растяжка карандашом НВ.
Тональная растяжка карандашом НВ.

Обратите внимание на тональную растяжку. В самой светлой части всего несколько легких штрихов. А в самой темной - много штрихов. Это достигается за счет многослойного, плотного штрихования.

Как штриховать объемные предметы?

Мы подобрались к самому сложному. Мужайтесь =)

Теоретически и технически разобрались с тем как рисовать штриховку, что такое светотень, как рисовать перспективу. А теперь это все нужно объединить в одном рисунке. Ни один обучающий текст, видео или рассказ не передаст навык чувствовать форму объемного предмета.

Как штриховать объемный предмет?
По форме.
А форму надо прочувствовать.

Преподаватели в университете за ручку подводили нас к гипсовой голове и требовали "Трогай! Щупай! Чувствуешь форму? Теперь иди и исправляй!".

Именно чувство объема, нюансов и цвета, в рисовании называют талантом. У кого то в большей степени, у кого то в меньшей. Его развивают, шлифуют и практикуют. Поэтому все гипсовые фигуры на кафедрах рисунка до ужаса залапаны. Там учились чувствовать форму.

Разберем поэтапное рисование цилиндра

После того как построили форму цилиндра, избавились от осевых и вспомогательных линий, можно приступать к первому слою штриховки.
После того как построили форму цилиндра, избавились от осевых и вспомогательных линий, можно приступать к первому слою штриховки.

Красными стрелками отмечено не только направление штриха, но и его длина. Старайтесь рисовать штрихи так, чтобы они слегка друг друга перекрывали, но не было явной границы.

Второй слой штриховки. Она также укладывается по форме, делая ярче полутон цилиндра.
Второй слой штриховки. Она также укладывается по форме, делая ярче полутон цилиндра.
Закрашиваем область тени и используем для это перекрестный штрих. Делаем легкими штрихами плавный переход от полутона к свету.
Закрашиваем область тени и используем для это перекрестный штрих. Делаем легкими штрихами плавный переход от полутона к свету.
Дорабатываем свет, полутон и тень в соответсвии с источником освещения.
Дорабатываем свет, полутон и тень в соответсвии с источником освещения.

Синими стрелками обозначен источник освещения. Так как он находится выше предмета, то распределяется по плоскости цилиндра неравномерно: вверху света больше, а к основанию цилиндра его становится меньше. Соответственно, тень чуть плотнее и больше к основанию. Стал заметнее рефлекс, та часть плоскости, на которую попадает отраженный от других предметов свет, например свет от поверхности стола.

Последний этап: верхняя плоскость цилиндра. На ее поверхности свет также распределяется неравномерно. Но, все таки, это самая освещенная часть предмета. Поэтому рисуем очень легкими штрихами (красная стрелка). Ту часть, которая дальше от света заштриховываем перекрестным штрихом (синие стрелочки). Все =)
Последний этап: верхняя плоскость цилиндра. На ее поверхности свет также распределяется неравномерно. Но, все таки, это самая освещенная часть предмета. Поэтому рисуем очень легкими штрихами (красная стрелка). Ту часть, которая дальше от света заштриховываем перекрестным штрихом (синие стрелочки). Все =)

А теперь разберем пример посложнее:

Натюрморт из трех предметов: куб, шар и конус. Зелеными стрелочками отмечены направления плоскостей. Шар округлый везде и всюду. Конус имеет округлую наклонную плоскость. У куба три видимые грани, уходящие в перспективу - это и есть подсказка для направления штриха. Стол также под углом к нам. Край стола отвесный, можно себе позволить вертикальную штриховку. Фон лучше всего делать нейтральным, то есть круто не менять направление штриховки.

Схема натюрморта по направлению плоскостей в перспективе.
Схема натюрморта по направлению плоскостей в перспективе.

А теперь досконально разберем как у меня в этом рисунке расположена штриховка. Не пугайтесь. Только с первого взгляда все сложно.

-16
-17

Заметили, что у штриховки всех предметов есть одно общее направление? Это потому что сама перспектива (в данном случае куб и стол) подсказывает нам ее движение. Источник света и падающие тени также помогают с этим определиться. Направление штриховки может быть любым и зависит от того, как расположен к вам натюрморт, предмет и источник освещения.

Начинать лучше с простых предметов. Сложное сразу не получится - только расстроитесь. Постепенно усложняйте себе задачу. И не сдавайтесь!

(видели бы вы мои первые академические рисунки - кошмар!)

Надеюсь эта статья была для вас полезной. Буду благодарна за комментарии и отметки!

А для тех, кто учится или пробует что то освоить по этой статье - прилагайте к комментарию фотографии своих работ. Я смогу дать полезный для вас совет.

Также рекомендую к прочтению статью
"ПЕРСПЕКТИВА. Для чего она нужна в рисунке?"