В ноябре 2020 года группа сенаторов и депутатов во главе с председателем комиссии РФ по защите госсуверенитета Андреем Климовым внесли в Госдуму законопроект, который предлагает регламентировать просветительскую деятельность. Он уже прошел первое чтение.
А теперь к сути этой инициативы.
Во-первых, авторы законопроекта предлагают закрепить в законе «Об образовании в РФ» само понятие «просветительская деятельность»:
«Это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами РФ».
По сути, сюда попадает любой просветительский проект, включая лектории, каналы на YouTube или просто интервью с ученым.
Документ обяжет получать специальную лицензию для ведения просветительской деятельности. А для привлечения любых иностранных специалистов потребуется специальное заключение органов власти.
Зачем? По мнению авторов законопроекта, это поможет избежать разжигания межнациональной розни на этих самых лекциях, например. При этом ограничительные меры напрямую могут сказаться на просветительской деятельности, которую так оберегают депутаты.
Этот законопроект вызвал бурю негодований среди деятелей науки. Против выступили академики Российской академии наук (РАН), Научное сообщество и известные популяризаторы науки. А российский учёный-астрофизик Сергей Попов создал петицию против законопроекта, которую на момент публикации подписали более 170 тысяч человек.
Мы поинтересовались, что на этот счет думают руководители просветительских проектов в Твери.
«Отлично» начинается Год науки и технологий
Любовь Кукушкина, руководитель лектория «Живое слово» и редактор журнала «Умный город»:
«Мы хорошо знаем автора петиции – астрофизика Сергея Попова, он читал по нашему приглашению в Твери лекции о черных дырах и истории астрономических открытий. Против законопроекта выступили Владимир Сурдин, Евгения Тимонова, Екатерина Шульман, Александр Панчин и многие другие наши лекторы.
Сама идея согласовывать тему и содержание каждой лекции – это абсурд. Авторы инициативы объясняют это борьбой с экстремизмом, но какой экстремизм может быть на лекции о Луне? Для борьбы с экстремизмом есть другие методы, а в данном случае этот законопроект дублирует их и сам является экстремистским по отношению к гражданам, которые имеют право собираться и делиться знаниями.
Лектории – это не слишком прибыльное дело, и занимаются им, как правило, энтузиасты-интеллектуалы в свободное от работы время. Инициативу таких людей законопроект отобьет начисто. Наш проект профессиональный, и мы не перестанем заниматься своим делом несмотря ни на что, но придется тратить время и ресурсы не на контент, а на бредовые согласования. Еще неизвестно, насколько тяжелыми они будут.
Нам представляется, что на самом деле это инструмент цензуры. Многие наши лекторы заявили, что не будут никогда согласовывать содержание своих лекций ни с каким органом.
Надеемся, что благодаря огласке и широкой общественной поддержке законопроект будет снят. Если его все-таки примут, то что ж, «отлично» начинается Год науки и технологий.
Инструмент тормоза и цензуры
Игорь Корпусов, краевед, руководитель интеллектуального клуба «Толк».
«Как вы знаете, последнее время стало появляться все больше замечательных просветительских проектов. В том числе в Твери. Новый законопроект, если он будет принят, значительно усложнит им жизнь. Как и в общем научной деятельности.
Если мы посмотрим внимательно пояснительную записку законопроекта и на личность авторов, станет понятно, что закон делается исключительно из идеологических соображений, а не в пользу науки, как нам пытаются донести.
В частности, таким образом будут ограничены высказывания оппонентов в гуманитарных науках. Эти люди используют для этого государственный закон, который, казалось бы, должен работать на благо россиян.
По всей видимости, авторам инициативы неважно, насколько граждане будут осведомлены в каких-либо научных вопросах. А вводимы преграды (иначе их не назовешь) — это не что иное, как инструмент тормоза и цензуры, которые ведут к разрушению тех немногих положительных тенденций, которые есть у нас в обществе».
Вузов тоже коснется
Согласно документу, российские вузы тоже не уйдут от контроля. Для любого международного сотрудничества им необходимо будет направить чиновникам в соответствующем министерстве запрос на согласование.
Своим мнением на этот счет поделилась ректор Тверского государственного университета Людмила Скаковская. Но об этом чуть позже.
Дашун Самарина