Найти тему

1990-е Взлет и падение Пармы.

Историю Италии можно проследить через историю ее городов. Каждый из них создал свою собственную социальную, культурную и политическую идентичность, и каждый пережил свои собственные взлеты и падения. Особенно ярко это проявилось в эпоху Возрождения, когда итальянские города-государства боролись за господство.

Этими республиками правили богатые династии, они имели ненасытный аппетит к власти, наиболее влиятельными из которых были Медичи во Флоренции, Сфорца в Милане и Борджиа из Рима. Когда в 1545 году было создано герцогство Парма - после того, как папа Павел III завещал город и прилегающие к нему территории своему незаконнорожденному сыну Пьеру Луиджи, - папский дом Фарнезе обеспечил усиление влияния и Пармы.

Остатки этого семейного патронажа сохраняются и до наших дней. А в 1990-х годах финансовое состояние и влияние семьи Танзи помогло Парме процветать как никогда раньше. Под руководством главы семьи Калистоих пищевой концерн Parmalat превратил провинцию в экономический и промышленный центр Италии.

Однако, и сам Калисто Танци признавал, что футбольный клуб Парма был идеальным средством для завоевания влияния в регионе. Опираясь на богатство семьи Танци, и руководствуясь искусными тактическими схемами, »жёлто-синие» стали одной из самых могущественных футбольных команд в Италии на десятилетие, и заслуженно называлась – «Великая Парма».

За десять лет с 1992 по 2002 год они выиграли целую россыпь трофеев - два Кубка УЕФА, один Кубок обладателей кубков Европы, один Суперкубок Европы и три Кубка Италии. Из-за этого беспрецедентного успеха болельщикам будет сложнее принять падение любимого клуба после финансового краха концерна Parmalat в 2003 году. Но, история возвышения «Пармы» - это отдельная глава в истории «Футбольной Италии».

Пролог

Кампанилизм, или местный патриотизм – достаточно остро ощущается среди жителей Пармы. Расположенный в богатом природными ресурсами регионе Эмилии-Романье город исторически был процветающим, чем, безусловно, гордятся пармиджиани, и, иногда бывают несколько высокомерным из-за этого.

В конце концов, а почему бы и нет, ведь этот город может похвастаться своим оперным театром Реджио (Teatro Regio), легко соперничающим с миланским La Scala, здесь производят одни из лучших в мире продуктов, такие как - прошутто ди Парма и сыр Пармиджано-Реджано. Знаменитый композитор Джузеппе Верди тоже был пармиджано, и в прошлом игроки «Пармы» выходили на поле стадиона Эннио Тардини под мелодию «Марсии Трионфале» Верди. Но в футбольном плане до начала 1990-х годов поводов для радости – было немного.

Стремительный взлет «Пармы» правильнее отсчитывать, начиная с 1985 года, когда клуб поднялся в Серию B. Этим успехом они во многом были обязаны своему главному тренеру Арриго Сакки, который привил клубу свою фирменную тактику 4-4-2, оттачивая принципы зонной защиты и интенсивного прессинга, в последствии эта тактика будет работать с разрушительным эффектом для соперников в «Милане». После того как в сезоне 1986/87 «Парма» выбила «Милан» из Кубка Италии, Сакки откликнулся на предложение Сильвио Берлускони и присоединился к «россонери».

В то время как Сакки совершил определяющий для своей карьеры переход в «Милан», «Парма» заключала собственный эпохальный контракт. Под руководством президента Эрнесто Чезерини, был подписан спонсорский контракт с концерном Parmalat. Судьба клуба была предрешена. Путешествуя между Серией D и Серией B с момента своего основания в 1913 году, «Парма» наконец-то собиралась сбросить свой «провинциальный статус».

Невио Скала: создание наследия

Мы склонны ассоциировать «Великую Парму» с годами управления ею Карло Анчелотти и Альберто Малезани. Эти тренеры могли похвастаться потрясающе талантливыми игроками, находившимися под их руководством, такими как Джанлуиджи Буффон, Лилиан Турам, Фабио Каннаваро, Хуан Себастьян Верон, Диего Фьюзер, Энрико Кьеза и Эрнан Креспо. Тем не менее, именно Невио Скала заложил основу и штурмом взял Серию А.

Скала достаточно успешно тренировал Реджину и не очень хотел покидать Калабрию, однако, Невио оказался достаточно проницательным человеком и понимал потенциал такого проекта, как Парма. Новый тренер сразу отказался от догматической тактики Сакки 4-4-2 отдав предпочтение расстановке 5-3-2. Перемена принесла мгновенный успех. На протяжении всей кампании 1989/90 года «Парма» боролась за повышение в классе и в предпоследнем туре в ключевой встрече с прямым конкурентом за выход в Серию А сумела победить «Реджану» со счетом 2-0, что позволило занять итоговое 4 место в турнирной таблице, и, впервые в своей 77-ти летней истории подняться в элиту итальянского футбола.

Печально, что Чезерини, президент клуба с 1976 года – не смог насладиться этим историческим моментом, скончавшись несколькими месяцами ранее. Но именно это грустное событие и ускорило революцию в Парме, позволив концерну Parmalat приобрести 98 процентов акций клуба. Руль был передан генеральному директору молочного гиганта Калисто Танзи, и с культовым логотипом Parmalat, украшавшим грудь футболок игроков Пармы, они начали свой крестовый поход.

Калисто доверил пост президента клуба своему коллеге по Пармалату Джорджо Педранески, который взялся за усиление состава и без того богатой на таланты команды. Бразильский вратарь Таффарел и бельгийский защитник Жорж Грюн присоединились к Луиджи Аполлони и Лоренцо Минотти, чтобы усилить защитную линию, шведская звезда Томас Бролин был куплен для усиления атакующей мощи клуба.

Тем временем Скала продолжал все более эффективно внедрять свои тактические схемы. Он отказался от либеро, и его 5-3-2 стали гибридной схемой, которая легко могла превращаться в 3-5-2, с крайними защитниками, полностью закрывающими оба фланга. «Крестоносцы», как их называли в Италии, смогли финишировать на пятом месте, квалифицировавшись в Кубок УЕФА в своем дебютном сезоне Серии А.

Инвестиции в команду продолжались, и Скала сумел приобрести молодых крайних защитников Антонио Бенарриво и Альберто Ди Кьяру. Скорость и мобильность этих игроков, по его мнению, могли иметь решающее значение для тактических действий, позволяя плавно переходить между конфигурациями 5-3-2 и 3-5-2.

В свете возрастающих амбиций клуба финиш на седьмом месте в следующем сезоне стал разочарованием для все более жадных до побед владельцев клуба. Однако, победа над «Ювентусом» в финале Кубка Италии 1992 года была достаточной компенсацией. Этот триумф ознаменовал начало насыщенного трофеями десятилетия, и начало эпохи соперничества с «Ювентусом».

Успех Пармы благоприятно сказывался и на бизнесе Танази. Действительно, пармская футболка была одним из самых ценных международных рекламных инструментов в распоряжении Parmalat. Бренд и клуб так тесно переплелись, что некоторые иностранные комментаторы даже называли команду «Пармалат» эта ошибка сильно радовала Калисто и также сильно раздражала фанатов.

Невио Скала работал с большим энтузиазмом. Его команда играла в зажигательный футбол, используя молниеносные контратаки и быстрые переключения направления атак, чтобы растянуть оборону соперника, при этом, собственные защитники держались достаточно компактно.

Кроме того, хитроумные трансферные сделки создавали баланс между творческими и трудолюбивыми игроками. Приход Фаустино Асприльи из «Атлетико Насьональ» в 1992 году и Джанфранко Дзолы из «Наполи» в 1993 году обеспечил фантазию и хитрость. Их качетва дополнялись усердием и трудолюбием Нестора Сенсини и Массимо Криппы, перешедших из Удинезе и Наполи соответственно.

Своими завораживающими футбольными способностями Асприлла буквально влюбил в себя болельщиков «Пармы». Благодаря его дублю во время полуфинала Кубка обладателей кубков, «Парма» одержала победу над мадридским «Атлетико» на «Висенте Кальдерон». Именно эта тяжелейшая победа позволила Парме сыграть в финале, в котором она обыграла «Антверпен» на английском «Уэмбли» и завоевать свой первый европейский трофей.

На внутренней арене сезон 1992/93 Парма завершила на третьем месте, попутно оборвав 58-матчевую беспроигрышную серию «Милана» Фабио Капелло. На старте следующего сезона команда Скалы еще раз сумеет обыграть грозного соперника, теперь уже в Суперкубке Европы.

Но самые значимые успехи Скалы в должности тренера Пармы пришлись на сезон 1994/95, когда разразилась невероятная битва с новообретенными соперникам - «Ювентусом». Эти два клуба сражались за трофеи сразу на трех фронтах. «Юве» Марчелло Липпи, был просто неотразим в тот период, он стал флагманом внутри страны. Именно «Ювентус» обыграл «Парму» в финале Кубка Италии и опередил их на 10 очков в Серии А. Но, когда они встретились в финале Кубка УЕФА в 1995 году, именно игроки Скалы одержали победу, причем благодаря вдохновенной игре бывшего игрока Ювентуса - Дино Баджо. Цепкий центральный полузащитник забил единственный гол в первом матче и со счетом 1:0 победила «Парма», в ответной игре, завершившейся со счетом 1:1 именно Баджо сумел в середине второго тайма сравнять счет. Скала сумел перехитрить Липпи, полностью закрыв грозный атакующий триумвират «Юве» Джанлуки Виалли, Фабрицио Равинелли и Роберто Баджо.

Возможно, величайшее достижение Скалы заключалось в простоте его подхода к работе. Он сопротивлялся искушению рубить с плеча, менять персонал, пытался воспитывать сплоченную команду игроков, которая идеально подходила под его схему 5-3-2. Но руководители, особенно Калисто Танзи, обладали макиавеллистской жаждой большего, и именно его вмешательство в дела клуба в конечном счете привело к уходу Скалы. Продовольственный магнат желал иметь в команде настоящую звезду, игрока, который мог бы изменить игру одним своим ударом. Завоевание Скудетто стал для боссов Пармы - приоритетом.

Таким игроком, по мнению Танзи, должен был стать обладатель «Золотого мяча» и форвард «Барселоны» болгарин Христо Стоичков. «Парма» заплатила ошеломляющие по тем временам 10 миллионов фунтов стерлингов за игрока, который был уже на закате своей карьеры. Конечно, то, что приход болгарина совпал с экспансией Пармалата в Восточную Европу, было полностью рассчитано. Танзи был целиком поглощен бизнесом, и, как позже выяснилось, его жадность не знала границ.

Приобретение Стоичкова сопровождалось также требованием боссов клуба изменить тактику под звездного игрока. Но Скала не желал менять схему под трех нападающих, чувствуя, что присутствие болгарина на поле снижает эффективность Дзолы и команды в целом.

Ставка на Стоичкова не сыграла, болгарин провел в «Парме» лишь один сезон, сумев забить всего 5 мячей, и за более чем в 4 раза меньшую сумму вернулся в «Барселону».

После финиша на шестом месте и отсутствия трофеев, Танзи задумал произвести в клубе перестройку. Кумовство возобладало, и на пост президента клуба вместо Педранески Танзи назначает своего сына Стефано. Несмотря на свои предыдущие успехи, главный тренер также был освобожден от своих обязанностей и заменен на Карло Анчелотти.

Анчелотти и Малесани: разочарование и успех

По сравнению со своим предшественником, новый президент Стефано Танзи придерживался более практичного и, безусловно, менее тонкого подхода. «Мечты - это всего лишь желания», - сказал он, вступив в должность, и быстро приступил к максимизации шансов Анчелотти на завоевание титула. Тюрам, Кьеза, Креспо и Марио Станич присоединились к и так большой группе звездных, в которую входили Каннаваро и совсем молодой Джиджи Буффон. Тактически Анчелотти перешел на схему 4-4-2, хотя в некоторых случаях оставался верен проверенной формации Скалы 5-3-2.

Однако, Анчелотти постигло разочарование. На пути к Скудетто встал старый знакомый враг «Ювентус» во главе все с тем же Липпи. За 4 тура до конца чемпионата Парма играет вничью с «Миланом», а уже в следующем туре также миром расходится и с «Ювентусом», эти два ничейных результата в итоге и не позволили Парме опередить «Старую сеньору», отстав от туринцев на 2 очка в итоговой таблице сезона.

Неудача Анчелотти выиграть Скудетто усугублялась его противодействием желанию Стефано подписать Роберто Баджо из «Милана». Президент хотел, чтобы его баловали и развлекали. «В Парме, - говорил он, - мы не можем притворяться, что нам достаточно просто выиграть Скудетто. Нам также нужно играть в красивый футбол». Но красота лежит в глазах смотрящего, и, как и Скала до него, Анчелотти считал, что подписание дорогостоящего игрока - это не то что нужно клубу, Анчелотти было просто некуда встроить в свои схемы Баджо.

После очередного сезона без трофеев Анчелотти был уволен, и выбор нового наставника был сделан в пользу Альберто Малесани. Назначение было сделано не только с прицелом на успех, но и подкреплено желанием Танзи развлечься. Бывший босс «Фиорентины» был буйным, громкоголосым и славился своей беззаботной игрой в футбол. Его характер лучше всего воплощался в эксцентричных выходках на бровке, в страстных празднованиях голов и побед.

Игрокам «Пармы» нравился нрав тренера, к тому же, после экспериментов Анчелотти с тактикой Малесани решил вернутся к знакомым наработкам Скалы. И у него в подчинении был состав, который казалось, мог выполнить любые поставленные задачи. Имея Буффона в воротах, Тюрама, Сенсини и Каннаваро, в защите, плюс к ним присоединяются новички в лице Фузера и Паоло Ваноли. В полузащите есть Ален Богосян и Баджо, под нападающими Верон, а впереди играет один из самых смертоносных дуэтов форвардов - Креспо и Кьеза. Эта команда была самой сильной в эпоху Танзи: той самой «Великой Пармой».

Неудивительно, что сезон 1998/99 оказался самым успешным в истории клуба, выиграв помимо Кубка Италии еще Кубок УЕФА. Их победа со счетом 3:0 над «Марселем» в финале Кубка УЕФА была доминирующей, соперника они просто не заметили. Особенно хорош был последний гол: Турам дошел с мячом до центра поля, легко обыграл двух игроков «Марселя» и переправил мяч Верону на правый фланг. Аргентинец забросил мяч в сторону Эрнана Креспо в штрафную, который пропустил мяч между ног, чтобы Кьеза могучим ударом вколотил его под перекладину. Малесани танцевал на бровке. Возвышение Пармы достигло своего зенита.

Хотя Парма имела некоторые успехи и далее, например, выиграв еще один финал Кубка Италии в 2002 году под руководством тренера Пьетро Карминьяни, – желанное так и не покорилось. Кроме того, в империи Танзи стали появляться финансовые трещины, и началась распродажа ценных активов «Пармы»: Верон и Креспо ушли в «Лацио» за общую сумму более 50 миллионов фунтов, а Тюрам и Буффон - в «Ювентус» почти за 80 миллионов фунтов. Но и этого было недостаточно. Полная степень финансового вырождения Танзи не была раскрыта до 2003 года, когда концерн Parmalat рухнул в финансовом скандале, часто называемом европейским Enron.

Компания, которая была восьмой по величине в Италии и представляла один процент ВВП страны, накопила долгов на общую сумму 20 миллиардов долларов. Калисто Танзи был признан виновным в мошенничестве с банкротством, растрате, преступном сговоре и был приговорен к более чем 17 годам тюремного заключения.

Поскольку состояние «Пармы» было связано как в прямом, так и в переносном смысле с концерном Parmalat, клуб был передан под контроль администрации и управлялся назначенным судом конкурсным управляющим до 2007 года.

Чуть более чем через 10 лет после начала возвышения «Пармы» закончилась красивая история клуба из северного региона Италии Эмилии-Романье.

Сейчас «Парма» вновь выступает в элите итальянского футбола, пройдя путь, после процедуры банкротства, из самого низшего дивизиона страны до Серии А. Всего за три сезона команда сумела подняться из Серии D в Серию А, что является рекордом для итальянских клубов. А защитник Алессандро Лукарелли навсегда вписал свое имя в историю клуба, не покинув его даже после падения в самый низший дивизион страны. В Серию А они вернулись вместе. 6-й номер, под которым играл Лукарелли изъяли из обращения, таким образом клуб отдал дань уважения своему капитану, не бросившему команду в трудные времена. Еще одна красивая история. А сможет ли «Парма» снова стать грозной силой итальянского футбола – на этот вопрос ответить не сможет никто.