Найти в Дзене
Ocular24

Любовный треугольник: может ли Приднестровье спать спокойно?

На этой выставке картин
Сюжет отсутствует один
Где мы вдвоем, где вы со мной.
(“Вернисаж”, И.Р.Резник)

На просторах интернета все чаще обсуждается вопрос: что будет с Приднестровьем, если Молдова объединится с Румынией? Приведет ли это автоматически к открытому противостоянию с Приднестровьем и Россией? И что, собственно, будет с самими молдованами?

Румыны вроде очень даже не против. Пару лет назад тамошний парламент в торжественной обстановке поддержал идею объединения родственных народов, назвав этот шаг естественным и вполне легитимным и естественным процессом развития. Заявлено это было в присутствии Хранительницы Румынского престола, Кронпринцессы Румынской Маргариты, а также членов правительства и патриарха Даниила.

Хотят ли того же самого в Молдове? По крайней мере, свежеиспеченный президент Молдовы и по совместительству гражданка Румынии Майя Григорьевна точно этого хочет. Собственно, с этой высокой целью и пожаловала на престол...

Сторонники у г-жи Санду определенно есть, особенно среди таких же, как она, граждан-совместителей. Но есть ли другие мнения? Безусловно, причем не только со стороны молдаван.

Например, профессор истории Бухарестского университета Лучиан Бойя в своих исследованиях указывает, что вплоть до XIX в. молдаване вообще не ассоциировали себя с румынами, а тяготели к славянской, и скорее даже, к русской культуре.

Примечательно, что в ту пору сами румыны пользовались кириллической азбукой, как это сейчас продолжают делать молдоване из Приднестровья. А еще Румыния появилась на карте мира значительно позднее Молдавского княжества.

Вот мы и подошли к дилемме о первичности курицы или яйца. С ее помощью наша проблема может быть сформулирована так: не молдоване должны считать себя румынами, а румыны должны считать себя молдованами. Получается, что если и объединяться, то исключительно под флагом Молдовы. Вооружившись кириллицей, разумеется.

В общем, мнения разные: авторитетные или не очень, аргументированные или голословные, мотивированные или беспристрастные. Так как же быть? Чему верить?

Попробуем отвлечемся от экспертных оценок и рассмотреть вопрос с другой стороны: объединения Молдовы и Румынии все не происходит. А может ли оно произойти в принципе? Да и есть ли на просторах Старого Света хоть одна пара государств, которые объединились в XXI столетии?

Да, в Европейский союз вступали. Но это, согласитесь, совсем не о том. В общем, если найдете такие страны - давайте обсудим. Если нет - давайте продолжим. Ведь за последние несколько десятилетий наметилась вполне очевидная тенденция - разделение государств, а не их объединение.

Вспомним появление маленьких, но бесконечно гордых своей независимостью государств на развалинах Югославии. Про взаимную любовь Болгарии и Македонии тоже не пишет только ленивый. Хотя там вроде бы общая история, близкие традиции, фактически один язык. А еще обе страны замыкают любой рейтинг благосостояния европейских стран. Замыкают вместе с Румынией и Молдовой. А объединения все нет...

Да что мы все о беднейших - вот, кажется, и старая благополучная Шотландия созрела до развода с Соединенным Королевством.

Нет ли закономерности в том, что сначала государства дробятся, а затем по частям объединяются под флагом славного ЕС? В разное время, разумеется, чтобы одна часть ранее единого целого успела позавидовать другой, томясь в ожидании своей очереди попасть в круг избранных.

Ну и в свете перечисленного - с какой стати Румыния объединится с Молдавией? Ведь факты указывают на одно: Румыния без Молдовы продолжит быть среди беднейших стран Евросоюза, а Молдова без Румынии - среди беднейших стран Европы. И не имеет значения, что теперь молдоване официально говорят на румынском языке и у большинства из их имеются румынские паспорта.

Но может ли Приднестровье спать спокойно в этой ситуации? Это вряд ли, ведь не зря же президентом Молдовы стала выпускница Гарварда...

Друзья, обсудим?