В научпоп-дискурсе есть представление о светлом мире рационализма и Ричарда Докинза и тёмном мире мракобесов, заряжающих воду от телевизора. Вместе им не сойтись, а по мере того, как все мы умнеем и просвещаемся, второй мир должен исчезнуть. На самом деле интерес к эзотерике в обществе только растёт, и учёные давно не стремаются этой темы, а пытаются объяснить и понять.
Вот вам новое эпик-исследование под руководством Стэнфордского антрополога Тани Мари Лурман. Несколько тысяч человек, пять стран, три года исследований. Полевые наблюдения, клинические интервью, опросы – весь арсенал антропологии.
Что же исследовала команда Лурман? Две категории: пористость и абсорбция. Пористость – это культурная модель разума, согласно которой разум не отделен от мира, а как бы взаимопроницаем с ним. Если вы верите в телепатию, ясновидение, общение с духами, сглаз и божественное откровение, то вы существуете в «пористой» парадигме. А если вы трезвый рационалист, то вы в парадигме жёсткой границы между разумом и внешним миром.
Абсорбция – это склонность личности быть поглощённой собственными фантазиями. Люди со склонностью к абсорбции – это те, кого неистово штырит от различных трансовых техник, медитации и гипноза, кто чувствует в своей жизни «присутствие бога», придаёт большое значение видениям и снам.
Антропологи выясняли, как пористость и абсорбция коррелируют с культурами США, Китая, Ганы, Таиланда и Вануату (от более секулярных к более религиозным). И на первый взгляд, не открыли ничего неожиданного.
Действительно, в более секулярных обществах, типа США, «пористая» модель разума распространена меньше. А в Вануату верить в духов гораздо больше в порядке вещей.
Что касается абсорбции, то она и вовсе не коррелирует с культурой. Это индивидуальное свойство личности, которое может возникнуть повсеместно.
Интересно тут вот что: результаты исследования убедили его авторов, что люди, склонные к мистике – это не просто городские дурачки, сочиняющие бред от нечего делать. «Наши клинические интервью с фокусом на оценке феноменологии убедили нас в том, что для многих людей в мире «события духовного присутствия»… действительно являются яркими сенсорными переживаниями, принимаемыми за свидетельство существования богов и духов. Это не просто поэтические фигуры речи».
Короче, антропологи убедились, что действительно, есть такие особенные люди, которые в силу особого устройства мозга и личности, а иногда и культуры, что-то такое переживают, чего не переживают другие. Подождём, когда к этому в полную силу подключатся нейробиологи. Ух сколько мы всего узнаем про ангелов, демонов, божественные откровения, дурной глаз и барабашек.