Добрый день!
В деловой сфере, в том числе в финансах, постоянно происходят перемены – появляются продукты и инструменты, термины и явления. Разобраться во всем этом многообразии нелегко, но необходимо.
Сегодня мы поговорим об онбординге – сравнительно новом понятии, которое появилось в среде разработчиков приложений и сервисов. В последнее время его начали активно использовать во многих других сферах.
Давайте разберемся, что означает этот термин, и чем #онбординг полезен.
Вовлечение пользователей – залог успеха
Мало создать новый продукт, приложение или запустить сервис. Даже если ваша разработка полезна для клиентов и решает их насущные проблемы, ею не будут пользоваться, если это попросту неудобно.
Приведем простой пример: вы с Нового года решили контролировать бюджет и ищете приложение для телефона, в котором можно записывать доходы и расходы. Практически уверены, что после изучения рейтингов и отзывов (или просто наугад) вы выберете 3-5 приложений, установите их на телефон и протестируете. Всего через несколько дней из всех установленных приложений останется только одно, которое вас будет полностью устраивать.
Причем совсем не обязательно, что это будет самое многофункциональное, или самое недорогое, или самое совершенное по дизайну, или самое популярное приложение. Как правило, пользователям важен совсем другой параметр – удобство «вхождения» в приложение и удобство «нахождения» в нем.
Если говорить о нашем примере, то вы обратите внимание на то, как быстро освоились с ведением бюджета, насколько просто начинающему пользователю разобраться в терминологии, не путаетесь ли вы, куда писать расходы, куда – доходы, сможете ли быстро запомнить, как «перебросить» деньги с одного счета на другой и т.д.
Если с привлечением пользователей отлично справляется реклама, то задача удержания гораздо более сложная. Человек, перейдя по рекламной ссылке, может просто «потеряться», не понять, что и как нужно делать дальше, решить, что для него все это очень сложно – и уйти.
Что такое онбординг?
Чтобы сервис или услуга (в том числе приложения) были востребованы, чтобы пользователь выбрал их из десятков или сотен других, они должны быть ориентированы на этого самого пользователя. Даже если речь идет о серьезных профессиональных программах, интуитивное понимание, что и когда нужно сделать – большой плюс. А в примере с ведением бюджета основная целевая аудитория – не финансисты и инвесторы, а обычные люди, которые задались вопросом, «куда уходят деньги», и не собираются долго учиться. А значит, приложение для них должно быть максимально простым, удобным и легко осваиваемым.
В способах достижения этого и состоит вовлечение пользователя, приглашение его «на борт» своего сервиса или услуги (и удержание на борту) – онбординг.
Идея онбординга состоит в том, чтобы познакомить клиентов с сервисом, позволить им попользоваться и понять его как можно быстрее. Онбординг определяет, как пользователь проходит путь от установки до активного пользования. Идеальный онбординг – это тот, благодаря которому ваши пользователи буквально влюбятся в новый сервис.
У вас отличное функциональное приложение по ведению бюджета, но на то, чтобы создать счета, категории доходов и расходов и записать стартовые показатели, нужны два часа и знание экономики на уровне университетской программы? Гарантируем, большинство пользователей удалят ваше приложение через пять минут после установки. А это значит, вашему бизнесу срочно нужен онбординг!
Как влюбить клиента в сервис? Основные правила онбординга
- Делай коротко. Многостраничные мануалы на экране приветствия – зло. Никто ведь не читает лицензионные соглашения при установке программ, правда?
- Делай индивидуально. Не надо объединять в одну инструкцию или сервис абсолютно разные целевые аудитории. Если интернет-магазин торгует и в розницу, и крупными партиями, нужно разделение – частному покупателю не нужна информация о скидках за опт, а корпоративному – об условиях доставки заказов до 3 тысяч рублей в пункт выдачи.
- Делай понятно. Почему популярным стал Windows, а не множество ОС, которые были «до»? За счет пресловутого «интуитивно понятного интерфейса»: принцип «окон» оказался доступен даже совсем уж новичкам.
- Делай, где требуется. Помощь и подсказки должны быть там, где возникают вопросы, а не в поиске Гугла или увесистых печатных инструкциях. Пуш-уведомления, всплывающие подсказки и краткие описания действий на экране этих самых действий – это то, что ценят пользователи.
- Дай быстрый успех. Чтобы клиент втянулся и остался, нужно, чтобы он увидел результат – и как можно быстрее. Этим активно пользуются создатели различных игр, где прохождение первых уровней практически не требует усилий и времени.
- Расскажи, почему ты. Тот же маркетинг, но уже внутри приложения – пусть пользователь узнает о том, какие проблемы и вопросы вы можете решить, какие «фишки» предложить. Только не забывайте, что это должно быть коротко, понятно и где требуется – если при любом действии в приложении на целый экран будут разворачиваться баннеры «а вот мы еще умеем это и это», это начнет раздражать.
Понравилась публикация? Ставьте лайки и подписывайтесь (кнопка в шапке профиля), чтобы не пропустить новые материалы! И, конечно, оставляйте свои комментарии, нам очень важна обратная связь!