Найти тему
iLoveGarazh

Диагностика состояния автомобиля при помощи сканера и компьютера

Оглавление

Большинство автолюбителей способны проводить самостоятельную диагностику личного транспортного средства без посещения сервисного центра, контролируя состояние авто, качество и объем проведенных ремонтных работ.

Автомобили возрастом 20 лет и менее оснащены системами компьютерного тестирования узлов и агрегатов. Для машин, произведенных в Северной Америке применяют разработанные протоколы OBD-2, европейский его вариант называется EOBD, в Японии— JOBD.

Диагностика автомобиля при помощи компьютера

Диагностика автомобиля при помощи компьютера
Диагностика автомобиля при помощи компьютера

Доля механических приводов управление деталями и агрегатами автомобиля падает, опустившись до уровня 30 %. Остальная часть узлов работает под контролем ЭБУ (электронного блока управления).

От датчиков к нему по системе передачи данных поступает информация, на основе анализа которой происходит управление исполнительными механизмами.

Для отслеживания состояния автомобиля и корректировки его работы необходимо подключение внешнего интерфейса, состоящего из:

  • контроллера по протоколу модели, расположенного чаще на рулевой колонке;
  • процессора, которым может быть профессиональный диагностический компьютер или смартфоны, ноутбуки, планшеты;
  • программного обеспечения;
  • кабеля для передачи данных, либо заменяющего его средства соединения по вай-фай или Bluetooth.
Подробнее по каждому из вопросов по компьютерной диагностике.

Для чего и когда она необходима

Диагностика с помощью компьютера производит получение данных о работе машины в виде графиков и кодов ошибок, анализируя которые делаются выводы о поломках или сбоях в функционировании агрегатов и узлов.

Автовладелец без специальной подготовки способен произвести проверку качества проведенного техобслуживания или ремонта в автомастерских, контролировать частоту проведения профилактических мероприятий, оценку автомобиля при покупке и определение неисправностей при горящей сигнальной лампочке неисправностей.

Из ЭБУ возможно извлечь информацию о производительности двигателя и особенностях его функционирования: число оборотов холостого хода, синхронизацию зажигания, перемещение дроссельной заслонки и прочее.

Диагностика может понадобиться в каждый момент, от покупки нового автотранспортного средства до продажи. Отклонения от производительного режима работы можно отследить при наличии навыков уверенного пользователя ПК и знакомством с каталогами и базами для расшифровки считанных данных.

Компоненты набора для тестирования

Для организации процесса диагностики необходимо определить местонахождения разъема. Как правило, его располагают на корпусе рулевой колонки, в который вставляется штекерный сканер-адаптер.

Это — прибор, который обрабатывает информацию бортового компьютера и передает ее в ноутбук для дальнейшего анализа. Профессиональные модели предназначены для определённых марок авто, любителям лучше подходят универсальные, с меньшим функционалом.

Далее сканер привязывается к ноутбуку или другому рабочему инструменту либо помощи компьютерного кабеля, либо средствами беспроводной связи Wi-Fi или Bluetooth.

Для проверки систем автомобиля в поверхностном режиме подойдет смартфон, но полноценный софт устанавливается только на ноутбук или ПК. Стационарный компьютер громоздок и применим для автомастерских, ноутбук позволит проводить диагностику в полевых условиях с желаемым уровнем.

Используемое устройство должно быть оснащено разъемом RS-232 под дата-кабель и беспроводным блоком доступа (предпочтителен Bluetooth в связи с распространённостью его установки на универсальные сканеры).

Софт предустановлен на сканерах, ПО этой тематики распространяется бесплатно.

Адаптеры-сканеры

Для непрофессионалов подходят мульти-марочные адаптеры, распознающее главные коды неисправностей. OBD-приборы на основе электронной микросхеме ELM 323\327 приспособлены под большинство автомобилей с 1995 года выпуска и делают возможным считывание информации об ошибках работы машины.

Адаптеры-сканеры
Адаптеры-сканеры

Для любителя подойдет «Smart-Scan-Tool» стоимостью 30 долларов с функциями отслеживания показателей установленных датчиков в режиме настоящего времени. Он позволяет определять поломки и настраивать работу узлов и систем в желаемых режимах.

Профессиональные сканер-адаптеры имеют расширенный специализированный функционал, но дороже.

Функции контактов протокола OBD-2

До 2000-х годов разъемы не стандартизировались, и производители самостоятельно назначали их конфигурации. На данное время есть два типа устройств-разъемов: А и Б. По виду оба штекера одинаковы, отличаются направляющими пазами.

Назначение контактов определяются стандартами. Штекер питания разъема допускает применять сканеры и адаптеры без вспомогательных электроцепей.

Программное обеспечение

ПО, помимо диагностики, ведет цифровую отчетность по техобслуживанию и ремонтным операциям.

Российским маркам автомобилей подходит «Мотор Тестер» — профессиональный софт УАЗ-, ВАЗ-, ГАЗ-автопрома.

Расшифровка сообщений

Коды выглядят как набор пяти символов. Первый — латинская буква, далее 4 цифры с возможным включением букв.

Коды ошибок делят на группы: базовые и расширенные. Код ошибок из первого раздела одинаковы для аналогичных неисправностей для автомобилей разных марок.

Во второй группе производители разработали наборы символов для сообщений о нарушениях в работе узлов и агрегатов для каждой модели.

В интернете представлены файлы для скачивания с расшифровкой кодов ODB 2 для авто всех марок.

Самостоятельная диагностика позволит хозяину разумно эксплуатировать автомобиль. И сэкономить средства при определении потенциальных неисправностей личного транспорта.