Захватив Иерусалим в 1187 году, Саладин, можно сказать, милостиво отнесся к мирному населению (особенно, если учитывать, что в 1099 году крестоносцы устроили в Святом городе безжалостную резню). Он сохранил гражданским жизнь и даже позволил обрести свободу. Цена выкупа была такова: 10 золотых безантов (безантами франки называли арабские динары и византийские солиды) за мужчину, 5 за женщину, 2 за ребенка. Известно, что позволить себе такие траты смогли немногие – откупились только богачи, в то время как основная масса населения Иерусалима попала в рабство к сарацинам. Кому-то из бедняков помогли бароны и церковные иерархи, но, как минимум, 16 тысяч человек отправились "на галеры".
Однако надо отметить, что цена, которую установил египетский султан, была в общем-то щадящей, как сказали бы сейчас, "ниже рынка". На площади Тавра – знаменитом рынке в Константинополе, где вместе c овцами и волами продавали рабов, – расценки были совершенно другими. Так, ремесленник стоил 40 солидов, эскулап - 60, а молодого человека без профессии и особых навыков продавали за 20 (кстати, примерно столько же стоил и боевой конь).
Впрочем, и 10 безантов - это деньги. Накопить на выкуп могли позволить себе очень и очень немногие жители Иерусалима. Для подтверждения этого тезиса следует обратиться к данным о зарплатах военного и гражданского населения в Средние века. И снова обратимся к Византии, поскольку сведений о материальной жизни этого государства у нас больше.
Начнем с военных. В X-XII веках в Восточной римской империи рядовой пехотинец получал в месяц всего один золотой - вначале это была номисма (солид), затем, после денежной реформы Комнинов, - иперпир, или "сверхчистая номисма". Даже зарплата элитного секироносца - члена варяжской гвардии, расквартированной в Константинополе, была отнюдь не космической – приблизительно пять золотых монет в месяц. Впрочем, жалование офицера было гораздо выше и могло доходить до 40 и даже 70 номисм в месяц.
У гражданского населения все было еще более скромно. Обычный работяга, занятый с утра до ночи на добыче мрамора, мог рассчитывать в лучшем случае на один золотой в месяц. У ремесленников и особенно лавочников дела шли лучше - в зависимости от размера конкретного "малого бизнеса" можно было выручить и 10 золотых, и 20. О чиновничьем сословии писать не буду, у них денег водилось больше (впрочем, как и сегодня).
Так было в Византии. Расценки в Иерусалимском королевстве, вероятно, не сильно отличались, хотя логично предположить, что зарплаты были там еще ниже. Все-таки до поры Восточная Римская империя была если не самым богатым государством в мире, то одним из них точно.
КСТАТИ
Государства крестоносцев на Востоке просуществовали без малого 200 лет – с 1098 по 1291 год, когда пала Акра. Но лишь после 1250-го года в Иерусалимском королевстве (в то время уже без Иерусалима) начали чеканиться золотые монеты с христианскими символами и легендами на латыни. До этого на протяжении полутора столетий крестоносцы не заморачивались и использовали для расчетов восточное золото, причем как византийские солиды, так и мусульманские динары и дирхемы – с арабской вязью и славословиями в адрес Аллаха. Они продолжали чеканиться на монетных дворах Акры и Триполи, как будто эти города по-прежнему были под властью Фатимидов.
Обратил внимание на этот казус папа Иннокентий IV, и, обратив, пришел в ярость. Только после 1253 года на золотых иерусалимских монетах появляются кресты. Правда, было уже поздно – европейцам оставалось править на Святой земле всего ничего.