«Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»
Борис Ельцин
Российская Федерация. Даже из названия нашей страны – понятно, что должен существовать орган, представляющий интересы регионов на федеральном уровне. По своему изначальному замыслу, Совет Федерации и являлся именно таковым. Но можно ли положиться на некий региональный патриотизм сенаторов сегодня? Кто представляет интересы субъектов во власти? Да и в чем вообще смысл существования верхней палаты парламента? Давайте разбираться.
31 марта 1992 года Россия стала Федерацией. Но федерацией особенной, не такой, как, например, США – где принцип устройства тоже федеративный, однако несколько иной. Там - все штаты равны, а у нас, регионы тоже как бы были равны, но как бы и не совсем.
Среди областей и автономных округов, особенно выделялись республики. У них и прав было побольше, и президент свой, и, даже конституция своя. А общая для всех, кстати, появилась 12 декабря 1993, усилив роль центра, и, заодно, ослабив различия в «суверенности» субъектов.
2000 год. Совет Федерации мог по праву называться «палатой регионов». На собраниях Совета присутствовали самые, что ни на есть главные лица субъектов. Если бы верхняя палата сегодня работала по принципу, который сохранялся до 2001 года, то ее состав выглядел бы примерно так:
После рассмотрения проекта закона в Госдуме, он отправлялся на рассмотрение в Совет Федерации, где главы субъектов принимали решение по вопросу: «Устраивает ли данный закон наш регион?». А уже затем, в случае утвердительного ответа на вышеуказанный вопрос от регионов, законопроект отправлялся на подпись президенту и превращался в общеобязательную для всех норму.
5 августа 2000 года был принят Федеральный закон №113 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». И он изменил абсолютно все.
Теперь в Совете Федерации заседали не сами Главы регионов, а их представители (позднее, они стали называться Сенаторами). И схема, изображенная выше, выглядела бы так:
Но даже эта схема не отражает современных реалий, по той простой причине, что представители субъектов не едут из регионов, в которых они живут и в которых живут их семьи в Москву, а они просто-напросто живут в Москве на постоянной основе.
Что дала эта реформа:
1. Значительно повысила скорость рассмотрения законопроектов, ввиду того, что времени для сбора у членов СовФеда стало требоваться гораздо меньше.
2. Безусловно, такие изменения значительно уменьшают риски развития сепаратистских настроений, так как влияние центра с каждым годом становится все более явным и непоколебимым.
3. Реформа также повлияла на единство законодательных настроений, и, это тоже, в общем-то, неплохо (хотя, конечно, зависит от того, какие у вас политические взгляды).
Можно также отметить то, что у губернаторов стало чуть больше времени для решения местных вопросов, потому что вопросы федерального масштаба с них сняли.
Какие минусы породила эта реформа:
Во-первых, да, скорость увеличилась, однако, скорость рассмотрения законопроектов не всегда так важна, как качество. Во-вторых, подобные изменения лишь отдаляют Москву от регионов, в плане экономического развития, так как люди, принимающие решения и их семьи сами живут в столице, и, на их работе это не может не сказываться. В-третьих, политический плюрализм все же важная штука, как и дискуссионность парламента, ведь это неотъемлемые части демократии.
………………………………………
История всегда расставляет все на свои места, и, позволяет взглянуть на многие вещи с высоты опыта. Точно так же, как мы изучаем ошибки и достижения предков, наши потомки будут изучать наши ошибки и достижения, в том числе политические.
………………………………………
Совет Федерации сегодня – это верхняя палата законодательного собрания, призванная являться еще одним фильтром перед подписанием закона Президентом. Это - не «палата регионов», коей Совет являлся раньше. Но плохо ли это? Каждый решает сам для себя. Любите свою страну!