Найти в Дзене
Юлия Н. Шувалова

На День снятия блокады Ленинграда и освобождения Освенцима

Оглавление

Эту статью я написала в 2019 году, когда германская журналистка недовольно высказалась по поводу памятных дат, связанных с русским фронтом Второй Мировой. Сколько-де можно вспоминать, извиняться и героизировать русских. Статья полемическая и в свете демонтажа советских памятников в прошлом году по-прежнему актуальная. Не скрою, мне хочется получить от вас, дорогие читатели, обратную связь по теме "радикального прощения" в таком чувствительном для многих из нас контексте.

Оригинал на английском.

Источник: mayaksevera.ru
Источник: mayaksevera.ru

27 января 2019 года – 75-летие снятия блокады Ленинграда (1944-2019). А также очередная дата освобождения Освенцима советскими войсками (27 января 1945 года) и Международный День памяти жертв Холокоста. Вот уже несколько лет, как отдельные личности в России удивляются, почему снятие блокады до сих пор отмечают. Дошли даже до утверждений, что блокаду «заказал» Сталин, чтобы убить как можно больше гражданского населения, тогда как фашисты вовсе не собирались ни город разрушать, ни жителей его истреблять. Неважно, что есть директивы самого вермахта, говорящие об обратном. Как если бы само по себе такое мнение не являлось отвратительным, его у нас в стране нередко и высказывают евреи, что лично меня повергает в изумление и внушает еще большее отвращение. Ведь это та самая нация, от которой сегодня ничего не осталось бы, если бы Гитлер победил.

Кто у вас там герои?

В 2018 году миллионы русских людей, включая меня, пришли в ярость, услышав речь русского подростка в берлинском рейхстаге. Утверждалось, что речь была написана по материалам его собственных исследований о судьбе молодого немецкого солдата, воевавшего на стороне вермахта и погибшего от ран под Сталинградом. Речь прозвучала, как апология. Наш юноша выразил сочувствие –солдату и надежду – всем нам, что такая война больше не произойдет. Конечно же, чтобы бедные завоеватели не столкнулись с жестокими русскими снова.

В этом (2019) году уже и некоторые немцы озвучили свое удивление: что это за разговор про «героев ленинградской блокады»? Разве там есть герои?

И в самом деле, если вспомнить, что европейские страны сдались всего через несколько недель, если не дней, после прихода фашистов к власти, то европейской голове и вправду трудно понять, как это возможно: оставаться в городе в течение почти 4 лет, перенося голод, холод и авианалеты, видя, как умирают друзья и родные, - и ни разу даже не пожелать сдаться.

Чем больше я читаю эти идиотские современные реплики, тем больше я склонна верить, что в 1939-45 в континентальной Европе можно было либо стать коллаборационистом, если ты европеец, либо просто умереть, если ты еврей. Лишь небольшое число тех, кого не устраивал ни один вариант, присоединялись к различным организациям Сопротивления. Все равно можно было погибнуть, но хотя бы с чистой совестью.

Тонкие настройки

С тех самых пор, как в 2000-х мы «обрели» акварели Гитлера и некоторые искусствоведы живо ими заинтересовались, я чувствовала: еще немного – и мы услышим, что вот этот «великий диктатор», которого искренне презирает всякий нормальный человек, - на самом деле, неплохой себе парень. И вообще, это был славный малый, которому не повезло повести Германию в эту ужасную войну против СССР во главе с тираном Сталиным.

И какой сюрприз! Понадобился всего лишь майдан на Украине, чтобы мы все это услышали:

  • что в прогрессивном демократическом обществе должны быть разрешены фашистские демонстрации (это была реплика на Фейсбуке от (бывшего) знакомого журналиста, «по совместительству» – гея и еврея);
  • что СССР вторгся в Германию и Украину (г-н Яценюк тогда забыл, что Украина была советской республикой);
  • и что надо перестать русским так носиться со своими потерями (подумаешь, 28 миллионов).

Еще раньше на одном небезызвестном канале в 2014 году впрямую спросили, надо ли было сдать Ленинград. Уже лет двадцать на ежегодный парад Победы и движение «Бессмертный полк» открыто выливаются тонны критики. Ну, и наконец, в 2018 году мы услышали голос «прогрессивной российской молодежи», который посочувствовал немецкому солдату, чья несчастная жизнь оборвалась под Сталинградом.

Добавьте к этому тот факт, что европейская школьная программа либо двусмысленно трактует, либо вообще умалчивает о роли России (СССР) во Второй Мировой войне, и становится ясно: антисоветская пропаганда работала на замалчивание, принижение и даже извращение советского вклада и победы практически с мая 1945 года. И вот теперь разные европейцы спрашивают, сколько им еще помнить о своих зверствах против русского народа.

Равнее других?

А вы можете представить, что Германия спрашивает, как долго ей проводить различные «дни памяти Холокоста»? Или мы все спросим: когда же Холокост перестанет быть авансом на «Оскар» или Нобелевскую премию по литературе? Достаточно вспомнить того австрийского профессора, который имел несчастье отрицать Холокост, и его преследование, и ответ станет ясен. НИКОГДА. Никогда Холокост не перестанет быть одновременно и погонялом, и «окном возможностей» ни в Европе, ни в США. Замечу: я смотрю на этот вопрос исключительно в контексте пропаганды, я не отрицаю саму трагедию.

Но вот какая деталь: как следует из существующих и доступных документов, Гитлер не особо разделял русских и евреев. И он, и его спонсоры хотели избавиться от тех и других. За исключением нескольких обеспеченных и потому нужных семейств, и русские в России, и евреи в Европе были слишком многочисленны, слишком бедны и слишком укоренены – в историческом смысле. Можно было рассказывать сказки о превосходящей всех и вся арийской расе другим европейцам, но только не евреям или русским. Кроме того, несмотря на все различия, ни один народ, ни другой не разделяли протестантскую этику в интерпретации фашистов. Потому обоих нужно было истребить.

Нынче в Европе хотят вспоминать только о геноциде еврейского народа. Наверное, в том или ином смысле проще «переваривать» убийство каких-то 6 миллионов. Даже если добавить сюда неевреев, вроде цыган, и гомосексуалистов, из-за чего число жертв возрастет до 17-20 миллионов (американский сайт памяти жертв холокоста), все равно воспринимать эти цифры легче, потому что они оказываются «размазаны» по всей Европе. Другое дело, когда надо осознать непостижимое: что в одном СССР погибли 28 миллионов человек. В случае с Европой перед нами образцово-показательная цепочка: «арест-заключение-перевозка в концлагерь-смерть в газовой камере». А вот в СССР перед вами – кадры военной кинохроники: нацисты убивают русских детей, вешают партизанок, выжигают целые деревни и города. Понимаете, эти нецивилизованные русские так защищали страну, что вынудили фашистов убить аж 28 миллионов человек (или даже 30 миллионов, так как поиск неизвестных жертв войны еще не окончен)!

В общем, да, проще вспоминать и извиняться за Холокост. Там погибло «всего» 6 миллионов и очень «цивилизованно».

Рациональное предложение

Я слежу за вышеперечисленными высказываниями в Европе и России уже несколько лет и всякий раз, когда было уместно, озвучивала и свое мнение. Так вот, хоть я не отрицаю Холокост (а для него в последние годы в России существуют отдельные памятные даты), мой патриотизм и чувство исторической справедливости требуют внести следующее предложение по случаю 75-летия снятия блокады Ленинграда:

— Европа и Америка перестают извиняться и каким-либо образом упоминать про Холокост, а мы перестаем напоминать миру о 30 миллионах погибших советских граждан (включая евреев), а также о том, кто на самом деле выиграл Вторую Мировую войну.

В том невероятном случае, когда дни памяти Холокоста исчезнут из европейских и американских календарей в ближайшие годы, наш День Победы 9 мая тоже станет «всего лишь» одним из дней, когда мы вспоминаем героев нашей истории, богатой на победы в оборонительных войнах. Это будет такая же «обычная» дата, как ушедшие в историю Бородинское сражение, битва на Куликовом поле или Ледовое побоище.

Надо понимать, разумеется, что в этом моем предложении много горькой иронии. История не бухгалтерия, но она развивается таким образом, что вместо Дня Победы у нас может однажды появиться другой, похожий по смыслу праздник. Большинство из нас этого не хочет, но в миг, когда вот это невероятное quid pro quo реализуется, все повторится заново. В момент, когда мы перестанем «сожалеть» и помнить хоть о 6, хоть о 30 миллионах, разразится новая катастрофа.

Радикальное прощение?

(дополнение от 27 января 2021 года)

Года полтора назад я читала книгу «Радикальное прощение», где периодически, в качестве примера, проводилась мысль о том, что в вековой истории гонений на евреев и особенно в Холокосте кроется то зерно прощения и любви, осознав и взрастив которое, евреи исцелятся и перепишут свою историю. Я бы хотела сказать, что здесь звучат некие христианские ноты, но на самом деле их нет. Зато есть мысль, которая ранее встречалась в эссе Жака Деррида «О космолитизме и прощении» (здесь на английском): полное прощение – это полное забвение. Не спорю, мысль хороша для сохранения семьи после измены, для ежедневного общения с неидеальным родственниками. Но вряд ли ее можно осмыслить и взять на вооружение, когда речь идет о многомиллионных жертвах войны и памяти их потомков.

Однако именно это предлагают сделать евреям в Европе, русским – в России. Признаться, я уже давно, с тех самых акварелей Гитлера, все удивлялась: для чего это делается? Понятно, что кому-то очень хочется «повесить собак» на СССР и «оправдать» фюрера, но для этого нужно убедить евреев, что Холокост был неким высоким проявлением. Тогда следом СССР просто обвинили бы в развязывании войны вопреки всем историческим фактам, а Холокост превратился бы в великую и трагическую жертву еврейского народа ради победы над Сталиным. Подозреваю, что далекоидущий план в этом случае - стравить два великих исторических народа. А с китайцами просто делать бизнес.

Собственно, так «идеологи» уже и поступают: России приписывают начало войны, евреям предлагают «простить и забыть». А на вопрос «как объяснить?» отвечают так же, как известные у нас личности:

- Не рефлексируйте, прощайте.

Юлия Н. Шувалова, январь 2021 года

При цитировании и/или перепечатке ссылка на автора обязательна.