Крещение – пожалуй, самый удивительный из православных праздников. Его основное значение – завершение святок. Убедительная точка, поставленная после двенадцатидневного дёрганья дьявола за бакенбарды.
Крещение – промежуточная станция духовного отдохновения в бесконечной череде веселья.
Кофеище грешное
Внешне Крещение во многом напоминает Рождество. Праздновать начинают на день раньше, 18 января. Это – Крещенский сочельник. Весь день следует воздерживаться от пищи, разговляться после церковной службы святой водой и только вечером садиться за стол. Еда – исключительно постная. Алкоголь не приветствуется.
Впрочем, после таких продолжительных увеселений лёгкий безалкогольный ужин даже доставляет удовольствие.
Работать тоже запрещалось. Исключение было одно – уборка помещения. Наоборот, в этот день было принято выносить из избы или же из квартиры всякий мусор и сор.
Главный сакральный смысл Крещенского сочельника – очищение души от скверны. В первую очередь, от той, что наросла во время святок. Маски рогатые носил? Теперь сожги их. А все входы и выходы пометь крестом, чтобы нечистый не проник.
Николай Лейкин писал в 1879 году в рассказе, который так и назывался – «Крещенский сочельник»: «Купец Однодворов и супруга его вернулись из церкви и принесли с собой целый полштоф освящённой воды.
– Ну, сподобил Господь!.. – сказал купец. – Ведь я до воды-то ни-ни... Ни Боже мой... Даже чаю не вкушал.
– И я от кофеища грешного удержалась, – отвечала жена. – А уж как тянуло! Просто ужасти. Думаю: выпью хоть чёрненького, по немощам моим; но как вспомнила, что бесы-то возликуют, а ангелы слезами зальются, глядя на моё малодушество, так вот меня словно кто опалил под сердце. Сейчас надо крестов богоявленских на дверях мелом наставить, – прибавила она.
– Ты обед-то вели подавать прежде, а уж кресты потом расставим... Есть до того хочу, что даже тошно.
– Нет, нет. Кресты надо прежде всего... Сначала очистим дом от бесовщины, а потом уж и за обед примемся».
Как это часто бывает, духовные стремления спорили с плотскими желаниями.
Не пренебрегайте мерами крещенской безопасности
А вот гадать накануне Крещения не возбранялось. Известное стихотворение Василия Жуковского «Светлана» начинается со слов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
Правда, не обходилось без серьёзных неприятностей. Газета «Одесский листок» сообщала об одном ялтинском происшествии, приключившемся в 1912 году: «Одна из местных обывательниц, занявшаяся под Крещение святочным гаданием, к ужасу своему заметила в зеркале знакомого юношу, тайком вошедшего в комнату и приблизившегося к девушке сзади. От неожиданности гадальщица упала в глубокий обморок. Родные девушки опасаются, что страшный испуг поведёт к умопомешательству».
Видимо, бедная барышня забыла соблюсти главную меру безопасности крещенского гадания – не очертила на полу вокруг себя защитный круг.
Большое искусство: выбивать во льду крест
Важный момент – готовить иордань, прорубь в форме креста. Получалось не у каждого. Как правило, везде имелся свой специалист, который занимался этим делом из года в год. В поволжском городке, описанном Георгием Северцевым-Полиловым, таким специалистом был Никита Панфилов, кожедёр по основной профессии. Он шкуры с убитых животных сдирал.
«Мальчишки притащили мётлы и чисто вымели лёд.
Никита с важностью настоящего знатока своего дела, оглянув их работу, широко перекрестился на блестевшие на морозном солнце кресты городских церквей, и, творя в это время молитву, в которой упоминались все знаемые им святые, взял принесённую с собой верёвку и ею отметил на льду правильный крест.
Затем по концам его пробил острою пешнёю отверстия.
Мало-помалу образовалась полынья в форме креста. Работа была не из лёгких. Выколотые куски льда кожедёр подгонял дальше под лёд.
Наконец, крест был готов».
И уже в праздник Крещения, в знаменитый, почти каждый год приходящий, крещенский мороз, к иордани совершали крестный ход, служили перед ней молебен и погружали в неё крест.
В Москве иордань делали под кремлёвской стеной, сверху устанавливали белый парадный шатёр. Совершали водосвятие высокие духовные чины. А после смельчаки ныряли в ледяную воду.
Николай Дмитриевич Телешов писал: «Чем кончались подобные купанья, никому ведомо не было, так как люди эти были неизвестные, и выживали они или умирали от простуды, никто не знал».
Но, наверное, всё с ними было хорошо. Таких энтузиастов сразу крепко растирали, одевали в толстенные шубы, давали выпить водки, а потом вели в трактир.
* * *
А на следующий день после Крещения все, очистившись от скверны, начинали вести постный, аскетичный образ жизни? Ничего подобного! Напротив – начинались так называемые свадебные недели, нескончаемая череда застолий. Не удивительно – ведь надо было всем успеть пережениться до Великого поста, когда и вправду наступали тишина, сосредоточенность и всяческие строгие ограничения.