Я часто слышу вопрос:
"Как докатился ты брат до такой жизни? Почему взялся играть на таких инструментах чудных? Не, ну ладно бы гитара или там пианина какая...."
В этой статье я кратко расскажу как докатился и почему именно до этих инструментов, чуть менее кратко о самих инструментах и уж совсем не кратко о их использовании и возможностях.
Как
Прежде всего стоит упомянуть, что до проекта "Руда Нави" я играл в ряде других проектов и был собственно - гитаристом. Гитаре (а вместе с ней бас-гитаре и ударным) я посвятил более 10 лет упорной работы. В какой-то момент стало очевидно, что я устал и не нахожу более в рок-музыке того драйва, что раньше. Нет слушать ее, я люблю и сейчас, но играть... Не стало искренности, только заработок. Вот и стал искать новые области в музыке, причем поначалу в области электронной музыки. Занявшись синтезом звука и экспериментами с ним я открыл для себя новое неизведанное поле деятельности, обзавелся железяками всякими и с головой в них закопался. Это было интересно, в основном потому, что я мог крутить звук как хотел, да и звуки были новые. Я стал искать наиболее интересные и необычные звуки. А параллельно записывать шумы природы, которые просто любил слушать для расслабления. Но главным тогда был поиск необычных звуков.
И вот в один из вечеров мне на глаза попался варган (а точнее кубыз), подаренный мне одним знакомым татарином в качестве сувенира. Я взял его и стал извлекать звуки. Естественно, по началу это были очень простые и зачастую грязные звуки, да и кубыз был совсем плохонький, но он заворожил меня. Через пару дней я уже искал где достать варган с более басовым звуком. Тогда, варганы встречались редко, мастеров было мало, и мне пришлось заказывать инструмент с Алтая...
Постепенно я осознал, что возможности этого инструмента куда шире, чем источник "прикольных" звуков. Я начал тренироваться и посвящать этому инструменту все больше времени. Зачастую, я просто играл в любое свободное время. Вскоре варгана стало мало и я приобрел свой первый бубен (за которым пришлось съездить через пол страны в Хакасию). О диджериду, я узнал еще через пару лет, и тоже был зачарован его звучанием. Постепенно электронная музыка стала для меня фоном на котором разворачивались новые удивительные звуки, живых и древних инструментов.
Почему
Прежде всего из-за их уникальных возможностей. Эти три инструмента, весьма просты на первый взгляд, но открывают бездонный потенциал тем, кто работает с ними. И это не только музыкальный потенциал. Прежде всего, это потенциал к изменению и развитию самого себя.
Мощный инфразвуковой диапазон бубна в купе с его обертониками дают потрясающее воздействие на тело и разум играющего. А его кажущаяся простота завлекает в дебри техник и приемов, раскрывающих новые состояния. Бубен дает новую дисциплину мышления и понимания, помогает остановить поток мыслей и синхронизироваться с ним, а через это раскрывает потенциал управления своими физическими и психическими состояниями.
Варган же заставляет звучать само ваше тело и через это меняет его. Звуча, тело расслабляется, сбрасывает накопленные напряжения и зажимы, раскрывается и поет. Варган заставляет вас не просто наращивать технику игры, но глубже понимать свое тело, лучше владеть мышцами всей верхней половины тела, от лица до диафрагмы; и мышц, и пресса.
Диджериду сложней в начальном освоении, чем бубен и даже варган. Но этот инструмент при должном прилежании (и освоении ряда техник) творит чудеса с дыхательной системой, мускулатурой брюшной полости и лица. Циркулярное дыхание, являющееся одной из основных техник игры, развивает легкие и увеличивает выносливость, добавляя вам второе, а после и третье дыхание.
Применение и возможности
Бубен
Спектр применения и возможностей бубна крайне широк.
В музыке он используется как ударный басовый, перкуссионный и шумовой инструмент. Его мощный низ (низкие частоты в звуке) позволяют использовать его и как бас секцию (есть техники игры позволяющие получить гул в диапазоне +5 полутонов от исходного). Задавая ритм бубен держит на себе ритмику и задает темп остальным инструментам. Хороший бубен дает ряд натуральных обертонов которые также весьма интересны для музыканта.
В практике бубен используется для настройки практикующего и стабилизации состояний. Для изменения и контроля этих состояний, а также как несущая основа динамических медитаций.
Будучи мощным источником низкочастотных волн бубен может использоваться для вибро-акустического массажа, психологической разрядки и установления внутренней тишины как самим играющим, так и его слушателями при условии близкого расположения от бубна. О массажных свойствах стоит упомянуть отдельно, поскольку эта сфера применения мало освещена у нас, а используется не одно тысячелетие в народной медицине Сибири, Северной и Южной Америк, Азии и Севера Европы.
Сеансы простукивания, обладают расслабляющим эффектом для мускулатуры, стимулируют функции внутренних желез и сердечной системы. Для массажа используют не быстрые темпы с преимущественными ударами в центр бубна. Это связано с большей проникающей способностью низких частот. Любой, кто хоть раз бывал на сеансе вибро-акустического массажа, будь то работа с бубном, гонгами или тибетскими поющими чашами, отмечает глубокое расслабление всего тела и спокойствие разума. Говоря откровенно, люди зачастую просто засыпают на 20-30 минут, а чувствуют себя как если бы проспали несколько часов. В общем, инструмент потрясающий и при правильном освоении способен на удивительные вещи.
Варган
Если бубен отлично работает и на практика и на его аудиторию, то варган гораздо более "личный" инструмент. Это связано с тем, что полное вибрационное воздействие ощущает только играющий. Тот, кто слушает со стороны - слышит звук, но не ощущает тех вибраций, что резонируют в теле играющего. С другой стороны, варган куда меньше, легче и может применяться для практики в более широком спектре условий.
В музыке варганы могут охватывать диапазон в 3 октавы, но каждый отдельно взятый инструмент имеет только одну базовую ноту + гармонические интервалы к ней (количество обертонов зависит от качества инструмента). Роль варгана весьма разнообразна. Он может выступать как ритмический, так и мелодический инструмент, а пара варганов могут выполнять обе функции сразу.
В Европе собираются целые оркестры варганистов с подобранными в звукоряд инструментами, что позволяет играть средневековую музыку по нотам, а иногда и несложные классические произведения.
В России удел варгана, это плясовая музыка, бодрая и динамичная как русская пляска вприсядку.
В Сибири большее внимание уделяется красоте и певучести отдельных мелодических пассажей.
Конечно, такое деление весьма условно, в современном мире - где правит бал эклектика. Все чаще сочетаются разные подходы и школы, интересно усложняя и расширяя границы инструмента.
В личной практике варган это путешествие внутрь себя, не даром возникают термины вроде "Варганной Йоги" (М. Булыгин). Через подобный подход достигаются глубинные психические состояния, высвобождаются переживания и снимаются блоки. На физическом уровне, как я уже писал выше, варган способствует осанке, правильному дыханию и контролю над целыми комплексами мышц. Вибрации инструмента резонируя во внутренних полостях тела (рот, горло, легкие) стимулируют процессы кровоснабжения, улучшают приток лимфы и выведение шлаков.
Диджериду
Диджериду пришел к нам из Австралии. Особенность этого инструмента в том, что он дает больше вибрацией слушателю, чем самому играющему. Хотя, конечно, и сам играющий вибрирует практически целиком. Может быть поэтому у аборигенов Австралии приняты коллективные диджериду-ритуалы, где каждый гудит сам и раскачивает соседей.
Символически диджериду считается инструментом земли и несет мужскую фаллическую символику. Там на нем играют мужчины.
Но у нас этот инструмент приобрел и новые особенности строения (в виду отсутствия термитов, наши мастера делают их долблеными или точеными, а иногда и из дощечек собирают) и новые взгляды на технику. Совместно с автралийскими у нас в ходу и европейские техники игры, более современные и зачастую включающие в себя битбокс, также перкуссионные техники. В Европейском диджериду прослеживается влияние современной электронной музыки.
Вообще в музыкальном плане этот инструмент занимает басовую секцию, а его резонирующие обертона лежат в области средних и средне-высоких частот. Он может создавать ровные гудящие басы (Дрон), а может быть ритмичным и с большой долей перкуссии в звуке.
В практике диджериду хорошо подходит для динамических медитаций. В виду глубокой концентрации на дыхании и циклических дыхательных техниках, практика имеет телесный характер. Первое действие такой практики - укрепление дыхательной и сердечной системы. При соблюдении дыхания - нормализуется давление (Тут главное не переусердствовать). Когда тело в достаточной степени проводит вибрацию оно "заводится", сознание начинает впадать в транс. Мысли исчезают, есть только ритм и дыхание, несущие вас на волне телесной энергии.
Вибрации некоторых отдельных инструментов очень мощные, при большой длиннее могут содержать и инфразвуковой спектр. Стоит однако учитывать, что чем больше длинна тем сложнее играть на таком инструменте.
Заключение
В общем и целом сочетание этих трех инструментов дает ряд удивительных возможностей. причем как в музыкальном плане, так и в плане развития тела и совершенствования в медитациях статических и динамических.
На глубокое освоения каждого из этих инструментов уходит 2-3 года частых и упорных тренировок. Под освоением, я имею в виду не базис (который при наличии минимального чувства ритма можно освоить за неделю или две), а хороший сценический уровень, на котором вы легко и мощно сыграете в одиночку или вольетесь в общий джем в компании, будете звучать сочно и разнообразно.
Я искренне убежден, что подобные моменты в жизни, моменты погружения в музыку, способны принести большую пользу каждому человеку. Развиваясь творчески, тренирую свое тело физически мы становимся чуть счастливее и чуть лучше понимаем вселенную в вибрациях которой живем.
В.Воронцов