Говоря о Сергее Рахманинове, современники неизменно отмечали его исключительное благородство.
Оно проявилось, к примеру, в том, как Рахманинов отнесся к скоропостижной смерти композитора Александра Скрябина, которая потрясла весь музыкальный мир.
Ведь Рахманинов и Скрябин с юности, то есть с конца 1880-х годов, когда они еще учились в Московской консерватории, были в определенном смысле соперниками.
Когда же оба композитора стали знаменитыми, их поклонники разделились на два враждующих лагеря: «скрябинисты» и «рахманисты» горячо дискутировали о значимости своих кумиров, причем споры нередко доходили до скандалов, иногда с рукоприкладством.
Скрябин скончался в апреле 1915 года в самом расцвете сил от роковой царапины, приведшей к заражению крови.
Смерть товарища юности настолько глубоко потрясла Рахманинова, что он, с 1900-х годов исполнявший только собственные произведения, решил посвятить следующий концертный сезон исполнению музыки Скрябина. Это явилось одним из лучших «венков на могилу» Скрябина.
Уже в сентябре 1915 года Рахманинов выступил со скрябинским циклом в зале Мариинского театра, повторил эту же программу в Москве, затем дал ряд концертов из сочинений Скрябина в других городах России. По благородному намерению Рахманинова гонорары за эти концерты шли в фонд осиротевшей семьи Скрябина. То, что Рахманинов включил в репертуар музыку другого композитора, тем более Скрябина, художника, противоположного ему по духу, само по себе привлекло особое внимание публики.
Для музыкантов и любителей искусства обращение Рахманинова к творчеству Скрябина явилось полнейшей неожиданностью.
Одни считали это с его стороны «дьявольским ходом», желанием «разоблачить, раздеть» Скрябина. Другие возмущались «порчей» Скрябина, которого Рахманинов, по их мнению, огрубил, и что после «серебристого», филигранного исполнения самого Скрябина слушать «прозаическую» игру Рахманинова было «просто невозможно». Наконец, третьи справедливо видели в этом акт великодушия.
Кто-то даже выразился так: если бы Скрябин был жив, а Рахманинова внезапно не стало, то концертов его памяти Скрябин бы не дал...
По материалам рубрики «Наследие» автора Людмилы Ковалевой-Огородновой.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.