В беседе с Федора Михайловича Достоевского с французским писателем Эженом де Вогюэ прозвучала эта классическая фраза, которая с тех пор передавалась из уст в уста. Кто произнес ее, Достоевский или Вогюэ, и в каком контексте, уже трудно определенно сказать.
Но фраза яркая: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Эту фразу неоднократно повторял и Григорий Козинцев в последние годы своей жизни в бесконечных мемуарах и интервью. Настоящая мировая слава мастерской ФЭКС началась именно с фильма, поставленного по повести Гоголя.
Точнее не по одной повести.
Автор сценария, блестящий писатель и литературовед Юрий Тынянов, сознательно избрал необычный путь: не иллюстрация к гоголевскому тексту, а совершенно самостоятельное произведение по мотивам Гоголя и в стиле Гоголя. И то, что получилось, действительно нельзя назвать экранизацией в буквальном смысле слова.
Юрий Тынянов расширил рамки гоголевского произведения и предложил зрителю увидеть начало того страшного процесса, который сделал Башмачкина почти неодушевленным существом. И как литературовед, он увидел юного Башмачкина в герое повести Гоголя «Невский проспект» художнике Пискареве.
Читать далее http://olgaveiga.ru/film_shinel_1926/