ИРИНА КУПЧЕНКО родилась в ночь с 29 февраля на 1 марта 1948 года в Вене (Австрия).
Валерий Плотников в своей книге рассказывает:
Фотография Ирины Купченко длиною в год
В своё время для фильма “Дядя Ваня” мы сняли целый эпизод, который иллюстрирует переживания Астрова по поводу надвигающейся экологической катастрофы. Снимали в фантастическом пейзаже, Андрон в Подмосковье нашёл очень интересный карьер. При монтаже картины этот эпизод из фильма ушёл, зато он сохранился в моих фотографиях. Там я сделал много замечательных кадров, в том числе и Иры Купченко, чей талант, профессионализм и органику я очень ценю. Она стала героиней многих моих фотографий, об одной из которых хочу рассказать особо.
Любой фотограф меня поймет: бывает, что какой-то очень хороший кадр может получиться спонтанно, на ходу. К иной же съемке готовишься очень долго, а ожидаемого результата нет. Так вот, самой долгой (по времени, прошедшему от идеи до реализации) моей фотографией стал портрет Ирочки Купченко в усадьбе Архангельское.
Как-то раз, прогуливаясь в Архангельском, которое мне очень напоминало окрестности родного Петербурга, я стал свидетелем удивительного заката: огромное апельсиновое солнце садилось за лес. Я подумал, как же это красиво - практически как у Булгакова. Вот бы взять какую-нибудь актрису и снять её на фоне этого оранжевого шара, белой балюстрады и древнегреческих статуй перед главным дворцом. Получился бы очень эстетский кадр.
И я предложил Ирочке Купченко: "Слушай, поехали в Архангельское!" Ирочка согласилась, примерно через неделю приезжаем в усадьбу, и тут я для себя открыл науку астрономию. Я почему-то считал, что солнце всегда садится одинаково, а солнце в этот день садилось уже совсем в другом месте, и необходимой для кадра симметрии панорамы не было. Я очень расстроился, но огненный шар продолжал меня манить, поэтому я сказал: “Ирочка, записываем дату того самого заката и встречаемся здесь через год!"
В те годы усадьба и санаторий "Архангельское" были в ведении Министерства обороны, и на съемку нужно было получать разрешение. Я взял большую пачку своих работ, обложек, пластинок, приехал в Министерство обороны и сказал: "Я - фотограф Плотников. Мне очень нужно поснимать в Архангельском". И мне без всяких паспортов и справок разрешили съёмку.
Накануне съёмки кто-то привёз мне с юга букет роз, причём настоящих - садовых, как на коровинских натюрмортах. Думаю: "Вот и цветы пригодятся". В тот момент Слава Зайцев, с которым мы часто работали, сделал два потрясающих платья-туники. Эти наряды не были привязаны к современной моде и эпохе, поэтому в кадре они бы не перетягивали на себя внимание зрителя. Платья были одинаковыми по фасону, только одно - белое, а другое - чёрное. Мизансцену на этот раз я продумал до мелочей. Реквизита было много, поэтому мы с Ирой приехали на одной машине, а за Славой Зайцевым и его платьем я попросил заехать своего товарища - артиста Евгения Герасимова.
Уже на месте я выстроил кадр: на фоне великолепного пейзажа стоит маленький столик, на нём - вазочка с розами, за столиком стоит Ирочка, подсвеченная привезенным мною осветительным приборам, а я стою на стремянке, потому что этот кадр нужно было снимать сверху. Ждём Зайцева с костюмом, для съемки мне нужен был белый вариант. И вот со своей стремянки я вижу: по аллее идут Слава с Женей, а в руках у них чёрное платье… А ведь я Зайцеву заранее объяснил: "Слава, мне нужен именно белый костюм, а не чёрный". Вообще-то я из тех людей, которые не любят материться, но в этот раз, объясняя Славе, что убью его, в выражениях я себя не сдерживал.
В общем, снова отменили съёмку. Я опять еду за разрешением Министерство обороны... Наверное, они подумали, что же это за фотограф такой, который не смог за один день уложиться, но пошли мне навстречу. Розы, оставшиеся со съёмки, я кладу в ванну восстанавливаться, так как в Москве таких цветов не найти. Дожидаемся следующего выходного дня, и тут начинаются проливные летние дожди. Откладывать ещё на неделю нельзя, хотя и так понимаю, что моё "апельсиновое солнце" накрылось.
Тогда ещё фотошопа не было, это сейчас можно снять, а потом на компьютере передвинуть солнечный шар по кадру. Тем не менее на свой страх и риск повёз всё и всех Архангельское. Выстроил композицию, поставил на столик то, что осталось от цветов, сам держал зонт над камерой, а Зайцев в наказание держал зонт над осветительным прибором, и мы ждали, когда закончится ливень. Дождь остановился, Ирочка из укрытия побежала в кадр, я настроил на неё камеру...
И тут всё моё съёмочное пространство в объективе заполнилось экскурсантами, которые, оказывается, незаметно для нас пережидали дождь под липами и лиственницами... И - о чудо: среди туристов я увидел Софико Чиаурели, которая приехала из Тбилиси показать своим внукам эти красоты. Я попросил Софико встать с одной стороны не пускать людей в кадр, а Женьку Герасимова - с другой, а ведь он тогда был очень популярным актером, переживал, что называется, свой звёздный час... И туристы смиренно стояли и ждали, пока мы всё отснимем, - сработал авторитет трёх известных артистов: Герасимова, Купченко и Чиаурели.
Конечно, никакого солнца в кадре теперь нет, но есть тяжелые грозовые тучи, что оказалось ещё интереснее. A Ира Купченко тут просто потрясающая, и ей за эту фотографию благодарен бесконечно, за её безропотность, терпение, женственность и естественность.
О другой известной актрисе, которая родилась в этом же году, --> Глазами фотографа Плотникова. НАТАЛЬЯ САЙКО играла Офелию с Высоцким-Гамлетом
Не забывайте ставить лайки, делиться в соцсетях, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.
Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.
В Москве можно приобрести с автографом Мастера перед спектаклем в театре Ленком.