867 подписчиков

Любовь Лары и доктора Живаго

1,7K прочитали

Слова Юрия Живаго в момент побега к Ларе из военного лагеря
Слова Юрия Живаго в момент побега к Ларе из военного лагеря

Роковая и единственная любовь Юрия

Лара - единственная женщина, которую Юрий по-настоящему любил. Например, так он тоскует о ней в партизанском плену:

О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось и мечталось, как ему было надо! Но чем, какой стороной своей? Чем-нибудь таким, что можно было назвать или выделить в разборе? О нет, о нет! Но той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом, и в этом божественном очертании сдана на руки его душе, как закутывают в плотно накинутую простыню выкупанного ребенка.

Ведь герой женился на Тоне Громеко не столько по собственному желанию, сколько по завещанию покойной матери девушки.

Как-то все так сложилось, что они все вместе дружили в этом доме, родители Тони стали ему единственно близкими людьми, и он не мог отказать умирающей в ее просьбе жениться на ее дочери.

Он всегда с тех пор старался любить Тоню, так же как он старался изо всех сил не любить Лару. Но в этом поединке между любовью и моральным долгом он все же был побежден любовью. К Ларе. К жизни. К России. Ибо Лара - это все это, вместе взятое, трагически обреченное и прекрасное.

Юрий и Лара ... Живаго и Жизнь

Юрий - это герой, исполнивший человеческое предназначение, а именно быть образом и подобием Бога "живого". Потому он всем своим существом противопоставлен искусственности и неестественности, которая воплотилась в революции.

А Лара противостоит грозным и кровавым изменениям в российской действительности еще резче и трагичнее. Ведь она - даже не подобие, а сама жизнь, сама природа, сама эта первозданная естественность, теперь подавленная властью и загнанная в смертельный угол.

В 11 главе романа «Лесное воинство» Юрий ассоциирует моменты ощущения наибольшей жизненной силы с образом Лары. Жизнь в его поэтическом мировосприятии - это "подобие девочки".

«Лара»! — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству.

А в следующем эпизоде Лара явно ассоциируется именно со славянской богиней жизни и вообще с Россией. Это эпизод с рябиной.

Любовь к Ларе - любовь к России

Во время побега от красноармейцев доктор прощается с рябиной, стоящей на границе лагеря. Здесь важна реминисценция на стихотворения о рябине Марины Цветаевой, в которых рябина - символ России. У Пастернака рябина также символизирует родину, дом, женственность - все самое родное и теплое. И закономерно сливается с образом Лары:

Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движением рябина осыпала его снегом с ног до головы. Он бормотал, не понимая, что говорит и сам себя не помня:
— Я увижу тебя, красота моя писаная, княгиня моя рябинушка, родная кровинушка.

И поскольку роман - во многом модернистский, то надчеловеческая, практически религиозная грань в отношениях Живаго и Лары тоже присутствует. И наиболее ярко она выражена в стихотворном цикле доктора Живаго. В этом сборнике поэт ассоциирует свой земной путь со страданиями Спасителя, в том смысле, в каком каждый рожденный от Бога "живого" пытается понять свой источник и ассоциирует себя с учителем.

Христос и Мария Магдалина

В прозаической части романа Юрий признается однажды, что любит Лару и Христовой любовью ко всем "униженным и оскорбленным":

Я думаю, я не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не на что было жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им.

Итак, здесь уже аллюзия на весь образ Господа из Евангелия, который пришел не к праведникам, а ко грешникам. Живаго любит Лару как ребенка, как дитя Господа, как Иисус Магдалину, в этом смысле.

Отличие от похожей сюжетной истории той же эпохи (Григорий Мелехов - Аксинья)

Лара – не Аксинья. Или об отличии реалистической любви от символической.

Любит ли Лара Живаго? Да, любит, но как природа, которая щедро позволяет себя любить и любит все живое: при объявлении Юрия о расставании она и ведет себя как сама природа, от которой бы уходило солнце на закате.

«По Лариным щекам текли неощутимые, несознаваемые ею слезы, как вода шедшего в это время дождя по лицам каменных статуй напротив, на доме с фигурами. Она искренне, без напускного великодушия, тихо приговаривала: «Делай, как тебе лучше, не считайся со мною. Я всё переборю». И не знала, что плачет, и не утирала слез».

Живаго для нее – не смысл жизни ( в отличие от отношения Аксиньи к Григорию), не единственная радость бытия. Она не страстная любовница-разлучница. И привлекает она Юрия именно своей неразгаданной обособленностью, полным отсутствием бабьей привязанности к нему:

«И обещание её близости, сдержанной, холодной, как светлая ночь севера, ничьей, никому не принадлежащей, подкатит навстречу, как первая волна моря, к которому подбегаешь в темноте по песку берега».

Вот она какая - многогранная, многозначная, я бы сказала, нетипичная и не в духе реализма, - не похожая на все другие, любовь Живаго и Лары.