Найти тему
Ходячая энциклопедия

Почему в России не так популярна одноэтажная застройка в отличие от стран Запада? Давайте разберемся!

Всем доброго времени суток, уважаемые читатели моего канала! Наверное, каждый из Вас после просмотра какого-либо Голливудского фильма о жизни в США хоть раз замечал, что инфраструктура и внешний облик их кварталов сильно отличается от привычных нам "пяти-шестнадцатиэтажек" и узкими дворами для парковки. Лично я частенько восхищался тем, что во многих фильмах даже казалось бы у "рядового американца" (как нам его представляют на экране) имеется в распоряжении свой личный дом, да еще и с внушительным приусадебным хозяйством!

И тут назревает банальный вопрос: "Почему в современной России не так как в Америке?". Вопрос, который часто можно услышать от людей на кухне в твоей квартире до политологов и экономистов с экранов телевизора. А меж тем, и правда! При населении США почти вдвое больше чем в России и площадью меньше, чем в нашей стране, одноэтажная застройка прочно застряла в умах граждан СНГ как одна из "визитных карточек" Запада. Так почему же в России всё не так? Чем мы хуже и самое главное хотим ли мы сами жить в одноэтажных частных домах или же комфортнее жить в собственной квартире в городе? Давайте прикинем все "факты" за и "против"!

Немного истории

Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"
Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"

Ни для кого не секрет, что большинство трёх-девятиэтажных домов в современных Российских городах - наследие СССР. После окончания Гражданской войны началось восстановление разрушенной экономики, и в города потянулась рабочая сила из деревни, а из-за границы стало приезжать большое количество иностранных специалистов. Проще говоря - процесс массовой индустриализации не обошел стороной и Советский союз, создавая вокруг огромных заводов и фабрик жилые кварталы для рабочих. Всем им надо было обеспечить нормальные жилищные условия, в связи с этим советское правительство постановило разрабатывать типовые проекты жилых зданий, дешевых по стоимости и быстрых в сооружении. К концу 30-х годов количество построенного жилья возросло до 80 миллионов кв. м – это был своеобразный рекорд, столько жилья не строилось даже в индустриальной Америке. В каждом промышленном городе возникают целые жилищные кварталы, и даже районы, застроенные типовым жильем. Стали появляться проекты современных коммунальных квартир, рассчитанных на проживание нескольких семей, хоть и на раздельных жилых площадях, но с объединенным пищеблоком и санузлом. Впрочем, к середине 50-х годов от подобных проектов полностью отказались в пользу строительства панельных домов, так называемых «хрущевок». Такие дома имели каркасную конструкцию, стены выполнялись из утепленных железобетонных панелей. Эта технология позволила осуществлять строительство многоэтажных жилых зданий в короткие сроки, и к началу 60-х годов основная потребность в жилье была в большой степени удовлетворена. К началу 80-х годов строительство панельных «хрущёвок» практически прекратилось, и им на смену пришло масштабное монолитное железобетонное строительство и возведение зданий из силикатного кирпича. Именно эти стройматериалы применялись в 90-х и начале 2000-х, однако темпы городского строительства в связи с развалом СССР заметно снизились, государство практически перестало заниматься вопросами строительства, и возведением жилья стали заниматься исключительно частные компании.

Исходя из истории нашей страны в 20 веке можно сделать вывод, что массовая застройка многоэтажного жилья обусловлена процессами индустриализации, послевоенным кризисом и общими темпами роста числа людей, проживающих в городах.

А что в США? До начала Второй мировой войны в США одноэтажная коттеджная застройка имела скорее локальный характер. Первые массовые районы с полной инфраструктурой начинают бурно развиваться в Калифорнии, где в период с 1941 по 1944 год было построено 2 300 домов для участников войны, которым государство предоставляло не только помощь в виде различных дотаций, но и обеспечивало хорошей работой. Еще большее ускорение строительство домов для военнослужащих получило после принятия в 1944 году закона о помощи ветеранам, или так называемого закона "прав военнослужащих", который гарантировал ипотеку с низким процентом от государства для покупки недвижимости по истечению армейского контракта и увольнению военнослужащих.

Спальные районы уже перестают быть районами, а становятся независимыми муниципальными единицами со своими названиями, почтовыми индексами, телефонными кодами. Большинство населения таких районов работают в черте города, но часть населения получает работу непосредственно внутри таких районов. Малый бизнес начинает распространяться от центра городов к их окраинам, что еще более усиливает развитие спальных районов.

Но как рядовому Американцу удаётся купить себе частный дом и ездить из пригорода в город на работу? Все дело в льготном кредитовании населения! Банковские проценты на ипотечные кредиты на приобретение собственного дома варьируются от 2 до 5% годовых (в среднем), при этом Америка - самая "автомобилизированная" страна, где больше всего приобретено автомобилей на душу населения.

Таким образом, одноэтажная застройка дала толчок развития финансово-кредитного сервиса, увеличение товарооборота в стране, развитие малого предпринимательства в частных секторах, и в целом благоприятно повлияла на экономику страны.

Теперь же разберем причины, почему в России жизнь в одноэтажном доме труднодоступнее, чем в Штатах:

1. Причина № 1 - общественный транспорт и автомобили!

Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"
Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"

Как отмечают различные эксперты в области урбанизации, в том числе Илья Варламов высказывался на эту тему, жизнь в пригороде невозможна без развитой транспортной инфраструктуры. Если в каждой семье США практически у каждого члена семьи есть собственный автомобиль, жители России в этом плане сильно отстают. Скорее всего, практически каждый житель РФ, кто причисляет себя к среднему классу может позволить себе автомобиль, но его содержание и эксплуатация из пригорода в центр города на работу и обратно будет составлять значительную часть семейного бюджета. Плюсом ко всему, многие семьи в России имеют один автомобиль на семью, когда второй автомобиль позволить смогут себе не самая значительная часть среднего класса. Ситуация с общественным транспортом из пригорода также напряженная. К примеру, мои друзья, проживающие в коттеджном поселке недалеко от Самары, просто не смогут добраться до города на работу по причине полного отсутствия маршрутов общественного транспорта рядом с их поселком: до ближайшей остановки автобуса необходимо пройти чуть более 1 км. Транспортные заторы и пробки никого не щадят: каждое утро только по данным Яндекс-карт в моей родной Самаре на каждом подъезде к городу замечаются многокилометровые пробки оценкой 8-9 баллов, и согласитесь, не каждый житель России готов идти на такие жертвы ради жизни в пригороде.

2. Причина № 2 - отсутствие развитой инфраструктуры в пригородах

Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"
Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"

Ни для кого не секрет, что многие люди, проживающие в городах, так или иначе привыкли проводить свой досуг самыми различными способами: от походов по крупным торговым центрам и кино до спортивных развлечений в виде фитнеса, бассейна и так далее. Не утихает и ночная жизнь в больших городах: клубы и бары забиты под завязку в выходные и праздничные дни. Но есть ли возможность и доступ ко всем "благам цивилизации" в пригороде? Ответ - нет! Локальный местный бар, несколько небольших магазинов с ценами выше, чем у "сетевых конкурентов" делают жизнь в пригороде и своем частном доме намного дороже, чем в спальном районе города. Среднестатистические россияне умеют считать свои деньги и у них нет особо желания переплачивать за условную "кружку пива" или "килограмм курицы" в локальном местном магазинчике.

А как же школы? Детские сады? Больницы? Все мы прекрасно понимаем, что в маленьком и компактном коттеджном поселке или точечной частной застройки ожидать глобальной стройки центров предоставления различных государственных услуг и льгот не приходится, так или иначе придется добираться "до центра". А для многих, как уже указано выше, это может стать большой проблемой в виду отсутствия налаженной транспортной сети и личного автомобиля.

3. Причина № 3 - ипотечное кредитование и стоимость жилья

Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"
Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки"

Учитывая стоимость обычной "однушки" в девятиэтажном кирпичном доме в регионах России за 1 млн. рублей, думаю, Вы можете себе представить стоимость целого частного дома в близлежащем поселке. К примеру, в моей родной Самарской области стоимость одного небольшого частного дома. К примеру, в интернете наткнулся на коттеджный поселок "Хутор Пасека" в Самарской области. И вот какие у них предложения:

Обратите внимание, что цены на сами дома с приусадебным участком довольно лояльные, соразмерны ценам на одно-двухкомнатные квартиры в хорошем районе крупных региональных городов, однако, если мы берем в расчет среднестатистическую российскую семью с 1-2 детьми, то чаще всего жилье приобретается в ипотеку. Учитывая довольно высокие ставки в нашей стране и то, что платеж за ипотеку занимает значительную часть семейного бюджета, прибавьте еще к этому всему расходы, о которых я говорил чуть выше: проезды от точки А до точки Б, поход в местные магазины по завышенным ценам, затраты на содержание дома (а в отличие от квартиры они значительнее), то получается жить в своей квартире в городе намного выгоднее.

Именно поэтому многие до сих пор несмотря на мечты о частном доме отдают предпочтение квартире в многоэтажной застройке, так как из за отсутствия развитой инфраструктуры, сети общественного транспорта, да и в целом высокоразвитой "культуры частного домовладения", как в США, жизнь в частных домах в России в настоящее время считается скорее экзотикой или уделом людей, чьи доходы превышают среднестатистические заработные платы.

А Вы согласны с моим мнением? Пишите в комментариях хотели бы Вы жить в своем частном доме и готовы ли Вы поселиться в пригороде!

Спасибо за уделенное время! До новых встреч!