Мыло в России получило широкое распространение только в XIX веке. До тех пор основная масса российского народа со вкусом парилась в банях и отмывалась щелоком. Безусловно, у состоятельных людей мыло уже было в ходу, но стоило оно немало, да и завозилось из-за рубежа.
Анри Брокар, сын парижского лавочника, прибыл в Россию в 1861 году, как раз в год отмены крепостного права. Был он молод, расчетлив и желал открыть прибыльное дело. Вот тут и увидел молодой человек огромные возможности для парфюмерной продукции. Его отец слыл в Париже умелым затоком духов и держателем секретов мыловаренного производства, имел магазинчик близ Елисейских полей.
💕Я буду признательна за лайки 👍 и доброжелательные комментарии!
Анри же решил самостоятельно пробиваться в жизни, и в России устроился технологом в одну из французских фирм. И через два года изобрел способ концентрации духов. Это была авангардная технология. И Анри Брокар продал ее в Париж, известной фирме «Рур Бертран». Заработал он на этом 25 тысяч франков, что по тем временам было солидной суммой, вполне достаточной, чтобы открыть собственное дело.
Впрочем, молодой человек имел двойную заинтересованность в процветании своего бизнеса. Прибыв в Москву, Брокар влюбился. Страсть его была так велика, что он бросился просить руки у отца вожделенной девушки. Но, увы, ответ был суровым:
— Лотта, вам не по карману, господин Брокар!
Именно тогда у Анри и созрела мысль о продаже технологии. Теперь же, после сделки, он мог рассчитывать на брак с Шарлоттой Реве, дочерью бельгийского предпринимателя. Бельгийкой она была по происхождению, всю жизнь прожила в Москве, имела полезные знакомства, обширные связи и была хороша собой. Судите сами. На мой взгляд, очень симпатичная пара!
Шарлотта Брокар — талантливый маркетолог
Анри Брокар и не подозревал, как ему повезло с женой! Ведь именно эта девушка станет первым маркетологом его товаров. А пока Брокар арендовал старые конюшни и нанял двух помощников. Они варили и резали мыло, а потом развозили их по магазинам. Но спроса не было. Народ, в большинстве своем, не заходил в дорогие лавки, а богатые граждане предпочитали заказывать ароматную продукцию в Париже.
И тогда именно Шарлотта предложила изящный ход: торговать мылом на ярмарках, куда любой крестьянин или рабочий мог спокойно прийти, не стесняясь и не робея. Мыло стоило всего копейку, что было по карману самым экономным покупателям. Но и это еще не все. Предприимчивая Лотта решилась изготовить мыло в виде яблочек, моркови, зайчиков, рыбок, что помогло использовать товар в качестве подарка, «гостинца». И дело пошло! Да еще как!
Вскоре старая конюшня стала мала для производства. Пришло время расширяться. И уже в 1869 году закончилось строительство новой фабрики. Продукция была настолько популярной, что оптовики иной раз ночевали под воротами, желая купить нужное количества брокаровского мыла. Выпускали, конечно, и дорогие сорта: «Медовое», «Греческое», «Розовое» по 40-50 копеек за кусок. К тому же, приступили к выпуску губной помады, жирной пудры, духов, одеколона.
Впервые фабрика начала выпускать специальное мыло для детей, на которых были буквы русского алфавита. А мыло — елочная игрушка? Невероятно оригинальные мысли приходили в хорошенькую голову мадам Брокар! Генрих Афанасьевич (так на русский манер его называли в обществе) продолжал исследования в лаборатории. И достиг невероятных результатов.
На Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке в 1882 году Брокар сконструировал фонтан из парфюма. Люди снимали верхнюю одежду и окунали ее в ароматную струю. Одеколон «Цветочный» вмиг стал популярен во всей Москве.
Справедливый капиталист
Странное словосочетание, но на фабрике у Брокара самым минимальным заработком была сумма в 15 рублей. Не было забастовок и митингов на его производстве. К тому же, каждый рабочий получал ежемесячно набор продукции фабрики на всю семью по количеству домочадцев: мыло до десяти кусков, одеколон.
Открывались все новые магазины, а продукция получала награды и медали на международных выставках. Дело поистине разрослось до невероятных размеров.
После смерти Генриха Афанасьевича в 1899 году, «Товарищество Брокар и К» взяла в свои руки Шарлотта, а после оно перешло к детям.
Фабрика дожила на наших дней и теперь ее знают под названием «Новая заря». А разработки Анри Брокара послужили для создания первых советских ароматов. Так «Красная Москва» родилась из «Любимого букета императрицы», подаренного царственной чете по случаю 300-летия дома Романовых.