Мы даем нашим детям то, чего не было у нас.
Муж рассказывал, как в детстве мама приходила с работы и приносила сникерт. Этот сникерс разрезали на 4 части и раздавали каждому по кусочку: трем детям и бабушке. А бабушка отдавала свой кусочек кусочек ему — самому младшему.
У Сереги не было садика, безумного количества развивающих кружков, зато у него был двор и толпа друзей, с которой они целыми днями играли в футбол.
У меня не было одежды для беби бон, зато в 7 лет я сама вязала крючком шапки и кофточки.
Детский организм легко адаптируется к тем условиям, в которых он находится. При этом находя и поводы для радости, и ситуации для развития. Везде есть свои плюсы. Но мы стремимся дать своим детям именно то, чего не было у нас, восполняя внутренний дефицит. У меня не было большого количества красивой одежды — и вот моя дочь стала для меня куклой, которую я украшаю. Было мало игрушек — детская завалена под потолок.
И вроде бы ничего плохого, но если посмотреть в глубь? Кому я на самом деле покупаю игрушки платья? Своему внутреннему ребенку. И как будто бы его в этот момент обманываю: купила внутреннему — отдала реальному.
В результате формируется зависть и злость. Детская, глубоко скрытая от внутреннего критика, потому что "нельзя же злится на собственного ребенка!", но зудящая и подливающая масла изподтишка. В такие моменты мы головой понимаем, что злость неадекватна, но она есть.
У нас у всех было непростое детство. Мы — дети 90х, родители выросли в послевоенное время, бабушки — в военное. Было бы здорово, если бы это прошлое не мешало настоящему. Помимо наших личных трудностей, оно сказывает в наложенных ожиданиях и требований от ребенка.
И вот одна часть нас — любит и заботиться, умиляется детским ручонкам, носикам, глазкам. А другая — завидует и злится. Требуется немало внутренних сил, чтобы осознать эти чувства в себе и не сожрать себя за них. Что делать? Осознать. Помогать себя. Формировать заботливого родителя и радовать внутреннего ребенка, а не реального. Заботится о себе. начиная с мелочей. Отвести себя на кружок. Купить себе игрушку. Уделить себе время.
Недавно работали с клиенткой, мучающей себя неадекватными требованиями.
— Кто в тебе требует?
— Внутренний критик.
Каждая наша субличность нам зачем-то нужна. Спроси у него, для чего он это делает.
— Испортить мне жизнь!
Одна из моих гипотез была в том, что это — интроецированная часть матери, которая всю жизнь жила ради дочери: т.е. одна часть несла посыл "будь счастливая, я все для тебя делаю", а другая злилась и желала испортить жизнь.
Идеальной матерью стать не возможно. Ребенку нужно бесконечное количество любви, ребенку нужно встречаться с фрустрациями, чтобы уметь их пережить. Тем не менее, чем крепче Эго мамы, тем крепче Эго ребенка.