Найти в Дзене
Arkadii Salahov

Как читать икону?

Именно читать, и это слово здесь не случайно. Например, в России вплоть до конца XIX века, только пятая часть населения была грамотной, поэтому проповеди священников и изображения на иконах были для верующего человека чуть ли не единственным каналом получения сведений о событиях, описанных в Священном Писании. В христианском богословии сложилось представление об иконе как о «Библии для безграмотных».

Иоанн Дамаскин. Икона начала XIV века (Афон, скит святой Анны)
Иоанн Дамаскин. Икона начала XIV века (Афон, скит святой Анны)

По словам святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), «иконы являются для неучёных людей тем, чем книги для умеющих читать; они — то же для зрения, что и речь для слуха» . Подобно тому, как текст Библии для каждого христианина – Истина, так и изображённое на иконе – тоже Истина. Сегодня многие воспринимают иконы, скорее, как иллюстрации к Библии, дополняющие текст, тогда как раньше люди читали их словно саму Библию.

«Снятие с креста. Положение во гроб» ХVII век
«Снятие с креста. Положение во гроб» ХVII век

Попробуем прочитать одну из икон, представленных в постоянной экспозиции Государственного музея истории религий. «Снятие с креста. Положение во гроб» (XVII век, дерево, левкас, темпера, золочение) - сюжет, описанный во всех четырёх каноничных Евангелиях (Матфей. 27:57-61; Марк.15:40-47; Лука.23:50-56;.Иоанн.19:38-42) – момент снятия Иисуса с креста и дальнейшее облачение его тела в саван и положение во гроб. Прежде всего, заметим, что на иконе имеются группы поясняющих надписей: само наименование сюжета «Снятие со креста и положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа» и имена избранных святых. Надписи свидетельствует о том, что икона не нарушает церковного догмата и соответствует канону. Однако текст важен не только потому, что является признаком каноничности иконы.

В Евангелии от Иоанна читаем:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Начиная с первых веков, например, в высказываниях Филона Александрийского (I в.) или Отца-апологета Иустина Философа (II в.), этот фрагмент понимается однозначно - Бог не познаваем, но он открывает человеку знание о себе через своего посредника – Логос. Бог творит при помощи Божественного Логоса, поэтому на каждой иконе обязательно должен присутствовать текст как его отражение.

У внимательного зрителя могут возникнуть вопросы: «Почему Иисус Христос и святые изображены сразу в нескольких временных моментах и в разных положениях? Почему на небе одновременно присутствуют и солнце, и луна? Почему материальные предметы пространства иконы странно искажены, как будто их рисовал неумелый художник? Почему, казалось бы, реально существовавшие люди не выражают никаких эмоций в столь трагический для них момент? И почему, наконец, у изображённых святых как будто отсутствуют явные половые признаки?»

Сандро Боттичелли "Блаженный Августин" 1495
Сандро Боттичелли "Блаженный Августин" 1495

Итак, рассмотрим время в иконе. Когда происходит действие? Ответ находим у первых христианских философов, например, у Блаженного Аврелия Августина (IV в.), который писал: «В каком же промежутке измеряется время, пока оно идёт? В будущем, откуда оно приходит? Того, чего ещё нет, мы измерить не можем. В настоящем, через которое оно идёт? То, в чём нет промежутка, мы измерить не можем. В прошлом, куда оно уходит? Того, чего уже нет, мы измерить не можем». Таким образом, для нас, людей, существует только текущее настоящее, а будущее и прошлое – проекции нашего сознания .

А для Бога? Все христианские мыслители сходятся на том, что Бог вечен, неподвижен, неизменен и самодостаточен, значит, к нему невозможно применить привычную нам категорию времени. Для него все события мира – и свершившиеся, и те, которым ещё предстоит свершиться – происходят как бы в один момент. Поэтому на иконе мы видим несколько событий, происходящих в разное для людей время, но в один момент для Бога.

Далее, разберёмся с пространством. Предметы на иконе кажутся немного наивно изображёнными, по-детски неумело, без знания законов перспективы. Случайность ли это? Нет, это суммирование одновременных взглядов на предмет с разных сторон. Мы помним, что Бог – это Истина, взгляд с его стороны – истинный. Но если для Бога нет времени, как мы поняли из сказанного выше, то и на предмет он может смотреть одновременно со всех сторон и даже изнутри! С этой точки зрения изображение на иконе ближе к истине, хотя и отличается от того, как мы привыкли видеть мир, согласно законам линейной перспективы. Икона – это реальность вне времени, в вечности, взгляд со стороны Бога.

-5

Наконец, для того чтобы понять, почему образы икон бесполы и безэмоциональны, нужно вновь обратиться к философии, к учению Платона. Не случайно по мнению Блаженного Аврелия Августина, Платон ближе всех философов, живших до рождения Христа, приблизился к христианскому учению . С точки зрения Платона, мир иерархичен. Душа в стремлении познать Истину восходит по этой иерархии. По мере своего подъёма к Истине, душа утрачивает свойства личности и соединяется с единым Благом .

"Лествица Райская" ок. 1750                                                                                                                                   По ступеням добродетелей верующие восходят к духовному совершенству
"Лествица Райская" ок. 1750 По ступеням добродетелей верующие восходят к духовному совершенству

В христианстве также присутствует эта иерархичность: добродетельная душа стремится к Богу, но в отличие от позиции Платона, она не растворяется как личность по мере своего восхождения. Это принципиальное отличие наглядно иллюстрирует иконопись. В иконе мы можем наблюдать не столько физически живущих и действующих людей, сколько их первообразы - духовные сущности, можно даже сказать, «истинную личность» каждого из них, по словам святого Деонисия Ареопагита (I в.), очищенную от всего лишнего. Очевидно, духовные сущности невозможно изобразить материальными красками, но иконописец может фиксировать мгновение перехода материального в духовное и обратно, когда физическому телу остаётся буквально один миг, чтобы перестать быть частью материального мира и перейти в мир духовный. Миг, когда невидимое становится видимым. Идеальные сущности как бы показываются нам как тени в Истинном Свете, и мы даже можем узнать черты их лиц. Граница между миром дольним (материальным) и миром горним (нематериальным) приоткрывается, и в этот момент верующий человек может созерцать духовные сущности, максимально очищенные от качеств чувственного мира – от эмоций, переживаний, половых признаков. Они замерли в вечности, в полном равновесии и покое.

Список литературы

1. «Общий свод по империи результатов первой всеобщей переписи населения 1897 г.» – СПб; 1905. Т 1.

2. Успенский Б. А. Семиотика искусства. – М.: Москва.: Школа «языки русской культуры», 1995. – с. 225

3. Исповедь / Аврелий Августин ; пер. с лат. М. Сергеенко. – СПб. : Азбука, Азбука–Аттикус, 2019. – 400 с. – (Азбука–классика).

4. Евангелие от Иоанна – 1:1-3

5. Государство / Платон ; [пер. с древнегреч. А. Н. Егунова]. – Москва : Издательство АСТ , 2020. – с. 240 – 325.