«Что, если моя жена хочет быть главной, а мне нравится быть на второй роли? Ну зарабатываю я меньше, какая разница, мы все равно партнеры и любим друг друга. Разве это плохо?» — спрашивают меня читатели.
Я не считаю, что это плохо, но я убежден, что это менее эффективное распределение, и тому есть две причины
Социальная причина
Социальные нормы человечества меняются, но медленно. Во всем мире по-прежнему считается, что если мужчина принимает решения, а женщина доверяет ему контроль, то это хорошо.
А если наоборот, женщина командует, а мужчина подчиняется — это печално и унизительно. Оба будут чувствовать дискомфорт, поэтому кто-то из них (или даже оба) с высокой вероятностью пойдут на измену. Женщина будет искать себе "друга", который будет восхищался ей как женщиной, а не как командиром, и который «подчинит» её себе. Мужчина будет искать "подругу", которая будет смотреть на него с уважением и восхищением, и которая будет готова подчиняться.
При этом в такой паре будет сохраняться иллюзия счастья. Например, женщины на публике не командуют мужчинами, чтобы не показывать своё главенство, но дома всё равно это делают.
Безусловно, всегда можно бросить вызов мейнстриму и бороться с ним, что сейчас успешно делают, например, в ЛГБТ сообществах, но это требует огромного количества ресурсов и вероятней всего нужно будет несколько десятков поколений, чтобы изжить давление общества и норму «подчиняющийся мужчина – это унизительно». Но это бессмысленно, т.к. есть и вторая причина.
Биологическая причина
У командующей женщины будут более нервные и слабые дети. Это достаточно тонкое утверждение, на которое мне непросто привести доказательства, но я попробую.
Женщина от природы создана для того, чтобы вынашивать и рожать детей, поэтому гормонально и эмоционально сильно связана со своими детьми, (хорошо это объяснено у Роберта Сапльски в книге "Биология добра и зла", с 27-63). В них встроена сильнейшая обратная связь относительно друг друга: маме плохо — детям плохо, мама радуется — дети радуются.
Доверие и контакт у матери с детьми намного выше, чем с отцом, особенно в первые годы жизни младенца. При этом, если представить, что такая мать выполняет роль коандира, она по определению будет постоянно напряжена, ведь ответственные лица подвергаются большому стрессу и нагрузке, им нужно решать, командовать, управлять, настаивать, конфликтовать, думать о будущем.
В этом случае детский стресс неизбежен: плач, болезни, проблемы со сном, пищеварением (есть пара исследований - раз и два). Мать-командир постепенно становится более холодной, жесткой, менее чувствительной к проблемам своих детей, и не сможет передать им спокойствие и расслабленность.
Но это только начало. Мать не может так же эффективно воспитывать и контролировать детей, как отец. Контроль и воспитание требуют наказаний, а как любящая мать может наказывать? Она будет вечно находиться в невозможном выборе: либо всё прощать всё ребенку, что приведет к вседозволенности, либо наказывать и страдать.
А раз она будет страдать — то дети будут страдать вдвойне, потому что они, во-первых, наказаны, а во-вторых, чувствуют боль матери благодаря все той же биологической обратной связи за счет эмпатии. Вырастая, такие дети будут испытывать отвращение к заставлению и дисциплине, ведь это именно то, что транслировала их мать. Здесь я не могу привести каких-то убедительных исследований, это лишь моя опытная точка зрения, результат, который я наблюдаю на своих клиентах.
Если главным будет отец, то биологическая петля обратной связи будет намного слабее и отвращения к дисциплине будет меньше, ведь заставлять будет отец, связь с которым слабее. Ребенок всегда может прийти к расслабленной некритичной матери, которая его поддержит. Если мать будет спокойная и не погружена в стресс, она поможет ребенку.
В итоге получается, что семьи с главенствующей женщиной неизбежно сталкиваются с осуждением и в обществе (социальная причина), а дети будут более нервными и болезненными, а также приобретут отвращение в дисциплине (биологическая причина).
Если главным будет мужчина, то это будет положительно воспринято в обществе, а дети будут более здоровыми, дисциплинированными и спокойными.
P.S. Если вы в вашей паре не планируете детей и готовы бороться за гендерное равноправие, тогда, действительно, главенство и распределение ролей может быть совершенно любым.
Павел Домрачев