Найти в Дзене
Метод Архимеда

Методология истории как специальная историческая дисциплина.

Оглавление

Методология истории изучает природу, принципы и методы историче-ского познания.

Принципы исторического исследования – это исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы к изучению истории.

Фото взято с сайта www.pexels.com
Фото взято с сайта www.pexels.com

Методы исторического исследования

Это специальные приемы научного исследования, применяемые в истории.

Сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования;

Хронологическом метод, ориентирующийся на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний;

Проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности;

Метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре;

Метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данными современной науки;

Метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерностей развития историографии;

Историко-генетический метод состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемого объекта в процессе его исторического развития. Генетический метод позволяет обнаружить причинно-следственные связи, закономерности исторического движения.

Фото взято с сайта www.pexels.com
Фото взято с сайта www.pexels.com

Социальные функции истории

1. Научно-познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. "Народы, не знающие своей истории, обречены пережить ее снова" (с) Дж. Сантьяна

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.

Фото взято с сайта www.pexels.com
Фото взято с сайта www.pexels.com

Таким образом, можно сказать, что история это не просто предмет, изучаемый в школе или в вузах или собрание фактов и событий построенных во временной цепи прошлого. Это сложная структура с разнородными элементами. История имеет свои оригинальные методы, собственные подходы и взгляд на вещи, а так же выполняет конкретные функции, необходимые для общества...